He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Призрак Оперы на экране.

Экранизации романа Леру.


"Призрак Оперы" 1943 г. с Клодом Рейнсом


Титры фильма идут на  фоне рисованного занавеса и под музыку оперы "Марта", с действия которой фильм и начинается.

Clod Rains as Phantom



Клод Рейнс в роли Эрика Клодэна (Erique Claudin).
Спокойный, положительный и благообразный творческий интеллигент, мирно пиликающий на своей скрипочке в оркестре Парижской Оперы. Собственно, он воплощает голливудский кинематографический типаж "благородного отца".


Сюзанна Фостер  в роли Кристин Дюбуа (Christine DuBois). Американочка молочной спелости с отличным вокалом.


Нельсон Эдди  в роли Анатоля Гаррона (Anatole Garron). Прекрасный голос.


Эдгар Баррьер  в роли Рауля Добэра (Raoul Daubert). Два в одном.


А это  Рейнс в виде Призрака Оперы.


Люстра присутствует постоянно.

1943 г. Производство: A Universal Picture, USA
Цветной. Звуковой. Язык: английский.
Продолжительность фильма: 89 мин.
Режиссёр: Артур Любин (Arthur Lubin),
Продюсер: Джордж Вагнер (George Waggner),
Сценарий: Эрик Тейлор (Eric Taylor) и Сэмюель Хоффенштейн (Samuel Hoffenstein),
Адаптация романа Г. Леру: Джон Джекоби (John Jacoby),
Оператор: Хэл Мор (Hal Mohr) и В. Ховард Грин (W. Howard Greene);
Постановочный дизайн: Джон Гудмен (John Goodman) и Александр Голитцен (Alexander Golitzen);
Грим: Джек Пирс (Jack Pierce);
Костюмы: Вера Уэст (Vera West);
Композитор и дирижёр: Эдвард Уорд (Edward Ward).

Ремейки успешных фильмов для Голливуда - дело обычное. В 1943 году студия Universal Picture вновь обратилась к теме Призрака, но упор сделан был на другом. Фильм получился, как писали критики, "больше об опере, чем о Призраке Оперы", и действительно, фильм похож скорее на масштабный музыкальный концерт, где номера скреплены занятным ненавязчивым сюжетом, чем на атмосферный триллер. Гораздо большее внимание было уделено собственно опере, музыке, многокрасочность цветов и большой по тем временам бюджет - полных 1.75 миллионов долларов(!) - сулили успех.  Премьера фильма состоялась 27 августа 1943 г. и имела огромный кассовый сбор.

Сценарий фильма переписывался несколько раз, так же и выбор актеров претерпевал изменения: первоначально сценарий был рассчитан на популярнейшую поющую актрису Дину Дурбин в роли Кристин и Бродерика Кроуфорда в роли Призрака. По разным причинам, в числе которых было вступление США во Вторую мировую войну,   варианты кастинга менялись, и в конце концов в фильме снялся известный баритон Нельсон Эдди (Nelson Eddy) в роли оперного певца Анатоля Гаррона, а юная певица Сюзанна Фостер (Susanna Foster), которой на время начала съемок было 18 лет, снялась в роли Кристин Дюбуа.

Сюжетная линия Леру подверглась значительной переделке, многие действующие лица романа просто исчезли, а те, что остались, претерпели кардинальные изменения. Выдающийся Британский актер Клод Рейнс (Claude Rains) был приглашен на роль Эрика Клодэна (Erique Claudin).

В новом фильме его Эрик был скромным и тихим оркестрантом 48-ми лет, скрипачом, который тратит свои кровные на тайное спонсирование уроков пения юной Кристин Дюбуа, дублерши оперной примадонны, к которой питает тайную склонность. В течение трёх лет Кристин берёт уроки у знаменитого профессора вокала (почему она думает, что это ничего не стоит, в фильме не объясняется), но о таинственном спонсоре  наивно не подозревает.

Классический треугольник романа Леру в этом фильме превратился в квадрат. У Кристин имеются ещё два поклонника - оперный певец Анатоль Гаррон и благородный полицейский инспектор из Сюртэ Рауль Добэр, окончивший военную академию Сен-Сир, роль которого играл Эдгар Баррьер (Edgar Barrier). В данном фильме этот персонаж одновременно сочетает в себе функции влюбленного Рауля и следователя по делу Призрака, т.е. некоторым образом инспектора Леду из фильма 1925г..

Налицо полное изменение всего наполнения образа Эрика. История переведена в чисто бытовой план этакого мелкобуржуазного оттенка и осенена воистину отеческим духом взаимоотношений Кристин и Призрака. В фильме нет хоть малейшего намёка на эротическую подоснову одержимости Эрика юной певицей. Внимание! В  дальнейшем это найдёт объяснение, хотя и не в самом фильме ;)

В фильме Призрак превратился почти во второстепенный персонаж, на первый план выдвинулась музыка.

В фильме задействованы целых пять (5) опер(!), из них три исполняются большими кусками минут по пять экранного времени каждая, во время которых целиком идут полные арии из них, а также танцевальные номера и массовые пляски.
Начинается фильм с представления оперы "Марта" Фридриха фон Флотова (немецкого композитора XIX века, автора комических опер).  Затем следует вымышленная опера "Амур во славе" на темы произведений  Шопена; далее опера "Дон Джованни" Моцарта отменяется, что отмечено на афишах; затем в финале исполняется большущий кусок вымышленной оперы, базирующейся на Симфонии № 4 П.И.Чайковского и называющейся "Кавказский князь под маской".

Во время этой "русской" оперы (вместо "Фауста") и разыгрывается финал картины: падение люстры и похищение Кристин Призраком.

Приятно послушать, как Нельсон Эдди поет тут по-русски, причем практически без акцента, видимо, это приятный реверанс в сторону России как союзницы Америки во Второй Мировой войне.

Пятая опера в фильме также дана намёком, и это наконец-то "Фауст" Гуно. Намёк  дан в заключительных кадрах фильма: когда Кристин возвращается в свою артистическую после триумфа, она одета в костюм Маргариты. 

 


Джейн Фаррар  в роли примадонны мадам Бланкаролли (Blancarolli). Хорошо поёт.

Lobby card
Афиша 1943 г., повторяющая кадр из фильма.
Пилите, Эрик, пилите...

Итак, в оркестре играет скрипач Эрик Клодэн, на сцене поёт юная сопрано   Кристин Дюбуа, на неё поглядывает солист Гаррон, за кулисами маячит полицейский Рауль. Заболтавшись с Раулем, Кристин  не успевает выйти на поклоны, и после спектакля её вызывают в кабинет дирижёра. Тот делает ей дисциплинарное внушение. *Примечателен разговор Кристин с главным дирижёром Оперы: "Вы должны выбирать между оперной карьерой и тем, что обычно называют "нормальной жизнью". ...Вы не можете служить обеим. У артиста особый темперамент, и он должен прожить свою жизнь исключительно с теми, кто понимает это".* Кристин полностью согласна с такой постановкой вопроса.

В коридоре ожидает своей очереди Клодэн. Его поведение и слова, обращённые к ней, озадачивают Кристин - они звучат слишком лично.

Дирижёр устраивает Клодэну прослушивание, и хотя Клодэн сыграл колыбельную (старую народную песню его родного Прованса) верно, он всё же признаётся, что у него немеют пальцы левой руки, после чего получает приказ об увольнении и сезонный абонемент в Оперу в утешение.

Домохозяйка удивляется, что так хорошо зарабатывающий человек ест пустой супчик и не может платить за квартиру. Мы понимаем, что все накопления за 20 лет беспорочной службы в Опере Клодэн потратил на уроки вокала для Кристин. Увы, "Нет денег, нет уроков", - говорит профессор вокала, и Клодэн пытается продать написанный им концерт для рояля с оркестром - плод трудов многих лет - в музыкальное издательство.

 

 


Однако не всё так просто. Случайно подслушав, как в типографии композитор Ференц Лист (которому по иронии судьбы как раз нахваливает концерт Эрика второй издатель) наигрывает его произведение, он решает, что подлый первый издатель украл его шедевр, набрасывается на издателя и удушает его, но помощница того выплескивает ему в лицо кислоту для протравки гравировальных досок.

Обожжённый Эрик скрывается от полиции, прячась в коллекторе сточной трубы.


Как всегда радуют изображенные с юмором директора, реагирующие на доклад о том, что таинственный Призрак похитил маску, плащ  и съестные припасы из буфетной, в частности ветчину и паштет, и на известие, что Клодэн кого-то убил, репликами, которые можно считать
Цитатами фильма:
"Несчастный, он отравится этим паштетом"  и "После двадцати лет в Опере человек способен на всё". :)))


За прелестной Кристин наперебой ухаживают два поклонника - Анатоль Гаррон и Рауль. Фостер сыграла умненькую и серьезную Кристину. С поклонниками она умело управляется с милым лукавством. Когда её учитель вокала в свою очередь говорит ей: "Первое - музыка, музыка - это всё... Вы не понимаете; женщины никогда не понимают", похоже, что как раз в этой версии Кристин поняла...

Забавно, но Кристин играет и поёт Анатолю ту же самую мелодию, что играл дирижёру Эрик Клодэн, поясняя при этом, что она с детства в Провансе знает эту народную песню. Тем временем след от Клодэна ведёт к Кристин - у него в доме Рауль нашёл скульптурный бюстик Кристин; оказалось, его изваял Анатоль, а Эрик украл... ;)

Театральная жизнь кипит. По стенам скользит тень Призрака в шляпе и плаще. Таинственный голос в гримёрке обещает Кристин, что она станет звездой оперной сцены. Во время представления "Амура во славе" Призрак подсыпает мадам Бланкаролли в реквизитный бокал отраву, и она теряет сознание. Кристин заменяет её и имеет оглушительный успех. Призрак в подземелье слушает. Однако пришедшая в себя примадонна обвиняет в отравлении Гаррона и требует его ареста, но соглашается замять дело, если успех Кристин замолчат, а её переведут в хористки. Ясное дело, Призрак убивает примадонну (и заодно её служанку).

Когда Гаррон пытается его поймать, Призрак сбрасывает его с колосников, но Анатоль удачно планирует.


 


 

 

 


 

Christin

Призрак шлёт письма с требованием дать петь Кристин, директора готовы уступить, но инспектор Добэр рассуждает, что  если удовлетворить его требования, то Призраку больше ничего будет желать и он куда-нибудь денется. Тогда его не поймать. Лучше пусть поёт другая певица, Призрак на неё будет охотится, а тут мы ка-а-ак бросимся... Вызывается петь какая-то мужественная мадам Лоренци (в её роли - Nicki Andre).

Однако Анатоль Гаррон не согласен, он втихаря готовит другой план, к которому привлекает композитора Ференца Листа (в его роли - Fritz Leibner). Маститый композитор должен играть на сцене тот самый концерт, из-за которого всё произошло, и подразумевается, что Призрак услышит и себя обнаружит.

Исполняется опера из жизни замаскированных лиц кавказской национальности. Кроме того, мне понравилось, что маска Призрака - белая, оставляющая открытым рот - позаимствована им из реквизита этой оперы, там весь хор носит такие маски, и Призрак среди них незаметен.  Маску Призрак забирает у задушенного им замаскированного полицейского. Становится ясно, что план Рауля имеет изъяны. Кстати, необычайно забавно смотреть на костюмы в этой псевдо-опере. Сборная солянка приблизительно кавказских горских костюмов с какими-то скифскими (наверное, взяты для фильма из реквизита "Половецких плясок") и старо-русскими кольчугами со шлемами русских витязей (не иначе, из реквизита "Псковитянки"), да ещё мелькают украинские жупаны. :)))


 


 

 Падение люстры в этом фильме почти калькирует тот же эпизод в фильме с Чейни, и при съемке использовался тот же технический прием. Призрак пилит толстую металлическую цепь ножовкой. Люстра падает, паника. В суматохе Призрак похищает Кристин. Он ведёт её в своё подземное убежище, говоря ей:  "Не беспокойтесь, я всегда буду заботиться о вас! Вы останетесь со мной, дитя моё... ...Я всегда опекал вас... Ваш разум отравлен, вас восстановили против меня, но это пройдёт...", и что отныне они навсегда останутся здесь, она будет петь ему, ему было так одиноко без неё, и называет её "моей малышкой".  (Тон речей настораживает, не правда ли?)

Надо сказать, что Клод Рейнс тонко и убедительно сыграл этакого ласкового маньяка, от чьих вкрадчиво разумных объяснений про то, как вам будет хорошо, когда он вами займётся вплотную, мороз по коже подирает. Это единственный эпизод в фильме, когда становится страшновато.

Тем временем Анатоль на сцене усаживает за рояль Листа. Звуки музыки долетают до мрачной бездны, и Эрик слышит свой концерт. Он вдохновенно начинает играть на рояле и просит Кристин петь. Оба её нормальных поклонника идут на голос, потом Кристин срывает с Эрика маску и видит следы ожогов. Врываются спасатели, Клодэн хватает шпагу(!), Рауль хочет выстрелить, но Анатоль бьет его по руке, в результате чего пуля летит вверх, это вызывает обвал целых потолочных монолитов, и Призрак погибает под развалинами. Кадр фиксирует лежащую среди обломков скрипку и маску.

В те времена ещё не знали, что можно сделать затравку для продолжения в духе "Возвращение Призрака", поэтому экран меркнет. Сейчас, думаю, в последний момент мы бы увидели, как многотонные камни зашевелились, и из-под них показалась бы шарящая рука.

Phantom&Christin
 

Phantom

Nelson Eddy

Спасатели успевают убежать, прихватив Кристин. Примечательная фраза: "Скорее, сейчас всё рухнет, слишком здесь всё древнее! Его уже не спасти..." (Хотя время действия фильма четко не обозначено, но можно предполагать, что дело происходит где-то в  1890-х гг. Зданию Оперы только около 20-ти лет, так на что они намекают!?...)

Кристин жалеет Эрика, и следует весьма неоднозначный диалог: "Он сказал, что это его концерт, и он написан на мотив моей песни. Кто же он?"  - "Он приехал из дальнего уголка Прованса, там все знают эту старую народную песню", - информирует Анатоль. - "Он был незнаком мне, но я вдруг словно бы почувствовала с ним какую-то связь, - говорит Кристин. - Что-то вроде жалости... И понимания". - "Его безумие когда-нибудь забудется, - подхватывает Анатоль, - а его музыка, его концерт останутся". - "Я так рада, что успела узнать его до того, как он... бедный Клодэн", - вздыхает Кристин.

Заключительная сцена показывает нам Кристин, возвращающуюся со сцены в костюме Маргариты из оперы "Фауст" с цветами. Оба поклонника домогаются пригласить девушку на ужин и выбрать одного из них, но Кристин выбирает восторги публики и Оперу. Мужчины решают пойти в ресторан вдвоём... ;)))

На этой шутливой ноте фильм заканчивается.




Выводы и примечания: Хотя фильм отнесен к разряду "ужасов", таковых в фильме мало. Конечно, сошедший с ума от сложностей жизни Призрак убивает за время фильма 4-х человек: примадонну, служанку, издателя и полицейского, и роняет люстру, но выглядит он всё равно как-то культурно, да и вся атмосфера лёгкая, веселая. Вообще, всё в этом фильме как бы смягчено, приглушено (кроме пения), и тона красок пастельные. Подземное озеро имеется, но оно мелкое, да и обойти его можно; дом Призрака - маленькая немеблированная келья, хотя непонятно, как он за столь малый срок успел и рояль-то туда притащить; уродство Призрака скорее напоминает большое родимое пятно и не повергает в ужас.

Довольно недостоверно, что всю жизнь просидевший за пюпитром немолодой скрипач вдруг оказался способным на такую физическую активность. Карабкается, перепрыгивает,  душит, пилит... (А вы пробовали пилить что-то ножовкой, вися на одной руке в воздухе и без упора? Попробуйте...) Впрочем, в этом сценарии всё списывается на его сумасшествие, а как известно, у душевнобольных силы неожиданные. Но что интересного в обычном медицинском случае, никаком не гениальном изгое? Фильм рассказывает другую историю, это не Эрик из романа Леру.

Его мотивация совершенно иная, как мы увидели - он не влюблён в Кристин, он только страстно желает её опекать, а почему, остаётся непонятным, и сюжет "провисает". В течение фильма нас неоднократно наталкивали на некую догадку, многие говорили Клодэну, что "он ей в отцы годится" и прочее в том же духе. И эта повторяющаяся колыбельная, знакомая обоим...


РАЗОБЛАЧЕНИЕ: Всё становится на свои места после того, как узнаёшь, что в оригинальном сценарии Эрик Клодэн был отцом Кристин Дюбуа! Он оставил мать Кристин и малышку Кристин ради своей музыкальной карьеры! После того, как из финала картины было изъято это разоблачение, его одержимость вокальным образованием Кристин становится необъясненной и выглядит даже чуть смешно.


Это интересно:
*
Хотя для съемок использовалась сценическая площадка № 28, лестницу в Гранд Фойе из фильма 1925 года воссоздать не удалось, поэтому сцены Маскарада в фильме нет.

* Также нет в названии фильма и артикля The. Однако его нет и в названии романа Гастона Леру, стоящего в заглавных титрах картины, после того, как оглашено название, перечислены главные исполнители - между прочим, первым стоит Эдди, второй Фостер и третьим Рейнс - затем после имён сценариста и адаптатора выставлено:
"Based on the composition "Phantom of the Opera" by Gaston Leroux";

* Опера "Марта" (1847 г.) немецкого композитора Фридриха фон Флотова является единственной из всех его опер (надо сказать, он написал их более 30-ти), которая более менее известна в настоящее время, хотя известность её зиждется на единственной арии из неё - романсе "Ангел мой, образ твой". Однако в середине XIX века фон Флотов числился среди самых популярных авторов немецких комических опер, и "Марта" была его наивысшим достижением и шла на сцене театров всего мира. Действие оперы происходит в Англии в 1710 г.. Судя по всему, Анатоль Гаррон исполняет в ней партию фермера Плумкета (в фильме поёт целиком арию, "прославляющую портер"), Кристин - партию камеристки Нэнси/Юлии, а мадам Бланкаролли - партию леди Генриэтты/Марты;
* Время действия псевдо-оперы "Амур во славе" на темы произведений Фредерика Шопена разворачивается во времена Наполеоновских войн;
* Время действия псевдо-оперы "Кавказский князь под маской", в которой использована музыка П.И. Чайковского, невнятно. Скорее всего, имелось в виду время 1850 - 1860-х гг.

* Автор грима Призрака Джек Пирс является также творцом грима Чудовища Франкенштейна и обеих Мумий для Бориса Карлоффа, он превратил Бэлу Лугоши в графа Дракулу, а Лона Чейни Младшего в Вервольфа. Хотя Пирс старался сделать грим Рейнса таким же пугающим, как грим Чейни в фильме 1925 г., и на протяжение 20-ти лет был изобретателем множества инноваций в области визажа, таких как пластиковые накладки и накладки из пены, работа над фильмом 1943 г. ему не удалась, и через два года он ушёл со студии.

* Впоследствии Майкл Кроуфорд в своей концертной программе рассказывал, что когда композитор Эндрю Ллойд Уэббер предложил ему роль в своём новом мюзикле "Призрак Оперы", то он решил, что ему прочат роль Рауля и начал изучать работу Нельсона Эдди в фильме 1943 года, и за год так преуспел, что "ходил, как Нельсон Эдди, говорил, как Нельсон Эдди, и пел как Нельсон Эдди". Как хорошо, что ролью, предназначавшейся Майклу, была роль Призрака! :)))
*Замечу, что Майкл ошибся - Нельсон Эдди играл не Рауля, а оперного певца Анатоля Гаррона;

* Кассовый успех фильма 1943 г. побудил студию снять в 1944 г. "как-бы-сиквел". Это был фильм "The Climax", который снимался в тех же самых декорациях, использовались те же самые костюмы и работала над ним та же самая съёмочная команда. Главную женскую роль оперной певицы сыграла Сюзанна Фостер, а главную мужскую роль сумасшедшего доктора - Борис Карлофф. Действие развивалось в Венском оперном театре. Подробнее узнать об этом фильме  и его сюжете можно на страничке Другие фильмы и фильмы "на тему">>>



 Критика сравнивала новый фильм с фильмом 1925 года, и далеко не в пользу первого.

Награды. Однако фильм завоевал две награды от Академии Кинематографии  и Науки за Лучший Постановочный Дизайн: Джон Гудмен (John Goodman) и Александр Голитцен (Alexander Golitzen),  и за Лучшую Операторскую Работу: Хэл Мор (Hal Mohr) и В. Ховард Грин (W. Howard Greene), на церемонии в 1944 г. Публике фильм понравился.




Если вам интересно составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак Оперы" с Клодом Рейнсом. Кадры из фильма" (по ссылке внизу страницы) можно увидеть краткий видео синопсис из кадров фильма. Приятного просмотра.

Все кэпы сделаны собственноручно автором подборки. Просьба не копировать и не воспроизводить кэпы без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.


23 марта 2005 г. Реконструкция страниц произведена 3 апреля 2007 г.


Автор: Mary

Источники информации:
Фильм Phantom of the Opera, 1943;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
George Perry, The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press;
"Michael Crawford in Concert", DVD, 1998.


На верх страницы

"Призрак Оперы" с Клодом Рейнсом.
Кадры из фильма.

Коллекция масок
Призрака