He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Балет Ролана Пети "Le Fantôme de l'Opéra". 1980

Аудио запись музыки балета 1982 г.

Обложка аудио записи
музыкальной партитуры
 балета 1982 года.



Постановочная группа балета:

Балетмейстер.............Ролан Пети (Roland Petit)
Композитор...................Марсель Ландовски (Marcel Landowski)
Декорации......................Джулио Кольтеллаччи (Giulio Coltellacci)
Костюмы.......................Франка Скуарчьяпино (Franca Squarciapino)
Дирижер.........................Патрик Флинн (Patrick Flynn)
Автор постера...........Рене Груо (Rene Gruau)
Продюсер......................Рольф Либерман (Rolf Liebermann)

Исполнители:

Призрак..........................Петер Шауфус (Peter Schaufuss)
Девушка.........................Доминик Кальфуни (Dominique Khalfouni)
Молодой человек........Патрик Дюпон (Patrick Dupont)
Мадам Карлотта......Сильви Клавье (Sylvie Claver)

Аудио запись балета:

Дирижер.........................Марк Сюстро (Marc Soustrot)
Вокал...............................Дэвид Уилсон Джонсон (David Wilson Johnson)
Комментарии...............Мишель Буге (Michael Bouget)

Музыкальные композиции :

L'Opera aux premieres heures du matin / The Opera in the Small Hours -  Опера после полуночи
Madame Carlotta danse a decroucher le lustre cer soir! / Madame Carlotta Could Bring Down the Chandelier This Evening! - Мадам Карлотта может заставить люстру упасть сегодня вечером!
La Jeune Fille traverse le miroir / The Young Girl Steps Through the Mirror - Молодая Девушка проходит сквозь зеркало
Le Fantome conduite le bal /The Phantom Conducts the Ball - Призрак правит балом
Un premier baiser. Horreur... c'est in monstre! / A First Kiss? ...Horrors, He's a Monster!  - Первый поцелуй?... О ужас, он же Монстр!
Les rats / The Rats - Крысы
La messe de mariage ou la danse des morts / The Wedding Mass, or the Mass of the Dead - Свадебная месса или месса заупокойная
 

Премьера балета состоялась в  апреле 1980 года.
 Аудио запись была выпущена в 1982 году.


Призрак Парижской Оперы.

Французы не снимали фильмов по "Призраку Оперы", не ставили мюзиклов. Казалось, им единственным не нравился популярный роман их соотечественника, Гастона Леру. Но нашелся француз, сказавший свое веское слово в этой теме - он поставил балет. Его звали Ролан Пети.

О, эти французы. Изящно и элегантно.

Постер к балету Пети нарисовал  Рене Груо, знаменитый  график,
известный иллюстратор модных журналов (Harper's Bazaar, Vogue).
Ему принадлежат, также, постеры ко многим известным кинофильмам,
например, к фильму "Сладкая Жизнь" Феллини. Кроме того, Груо создавал
эскизы моделей одежды, театральных и балетных костюмов.

 

Композитор Марсель Ландовски рассказывал о создании балета так: "Когда продюсер Рольф Либерман, по его собственным словам "уже с давних пор желавший поставить спектакль по известному роману Гастона Леру", предложил мне написать музыку к балету "Призрак Оперы", причем немедля, моей первой реакцией на это предложение была мысль о хореографе, некогда поразившем моё воображение - о Ролане Пети. По-моему, это один из величайших хореографов, когда-либо живших. Если бы мне предложили сделать выбор из многих великих балетмейстеров, я бы не сомневался, кого выбрать"...


..."Для балета "Призрак Оперы" мы оставили только самые основные сцены, ясные и понятные для публики, тщательно  их проработали, и именно к ним я писал музыку. Что касается музыки, то тут я на своем поле, но когда разговор заходит о хореографии, то мне хочется оказаться в другом месте"...


..."Ролан Пети обладает своим собственным, индивидуальным языком, которым он воплощает музыку в танец. Его можно назвать не формалистическим, не интеллектуальным, но, скорее, более чувственным. Пети дисциплинирует и "
отделывает" своих танцовщиков, формирует их, напоминая скульптора, лепящего из глины. Хореографически Пети продолжает линию, намеченную в балете Сержем Лифарем. Пети много делает для проникновения искусства балета во всё более широкие массы зрителей".

Ролан Пети - маэстро собственной персоной. Roland Petit.
Маэстро Ролан Пети.

Несмотря на неординарность вкусов и предпочтений, Ролан Пети (Roland Petit) сердцем  всегда оставался "сыном Оперы", поэтому, должно быть, ему было особенно  приятно поставить в ней свой трехактный балет Le Fantôme de L'Opéra который уже сам по себе  пропитан театральностью.

Пети взял из романа Гастона Леру, истории  авантюрно-саспенсовой,  с элементами иронической мистификации, но с необычайной любовной линией, только главные моменты, а именно: молодая артистка (в этом случае балерина) достигает высот славы благодаря гипнотическому влиянию таинственной и чудовищной  фигуры некоего Призрака, который жаждет быть любимым, и который, как уже поступали ранее другие "монстры" Пети (вспомним Квазимодо в исполнении самого маэстро, из его прославленного балета "Собор Нотр-Дам"), жертвует собой, отдавая любимую им девушку молодому человеку, в которого она влюблена. 

 


Однако в балете самым чудовищным поступком, который можно поставить в вину Призраку, является его неусыпная забота о  возлюбленной,  почти собачья преданность (помните " ...он увивался вокруг  меня, как верный раб, и окружал самой нежной заботой, ...как побитая собака смотрит на хозяина..."), правда при этом он  совершенно не обращает внимания на тот ужас, который он и его "услужливость" вызывают у девушки. Чтобы вывести ее на первые роли он устраивает грандиозное несчастье для прима-балерины мадам Карлотты, сбросив люстру прямо в середине ее выступления. Да, да, вы не ослышались, прима-балерина, а не примадонна, и конечно же молодая девушка, предмет страстной любви Призрака, также, как в книге,  не подающая надежды юная певица из хора, а юная и талантливая балерина из кордебалета (что позволило Пети поставить реалистичную и милую сцену в балетном классе). В балете даже больше, чем в книге, девушка  является пассивной фигурой, с которой что-то происходит, но которая сама ничего не предпринимает.

Тем не менее, невзирая на такие  узкие  рамки, Доминик Кальфуни смогла вложить в эту партию больше, нежели это мог бы сделать кто-либо другой: она выглядела восхитительно, а танцевала безупречно.

Юная балерина, возлюбленная Призрака.

Доминик Кальфуни (Девушка). Декорации - только легкий намек на настоящие деревья.
Чем-то напоминает Жизель.

Ради искусства надо жертвовать. Всегда. Вот он, злой гений Оперы и Девушки.  Призрак (Петер Шауфус) раскинул мрачные крылá. А Девушка (Кальфуни) в ужасе.

И что ей не понравилось?! Pas de deux Призрака и Девушки. Костюм Призрака черный, блестящий, затянутый... Черное, белое... Принцип домино.
С фигурой Шауфуса прекрасно сочетается.


Патрику Дюпону
не составило никаких затруднений выглядеть необычайно трогательно юным, поскольку на момент постановки балета ему было всего двадцать лет; он также танцевал свою партию виртуозно, привнося в исполнение легкое, изящное щегольство.  По словам  тогдашних критиков, при умелом руководстве он "
может стать выдающимся premier danseur - ведущим солистом".  И Дюпон не обманул ожиданий. Надо отметить, что партия Дюпона - партия молодого влюбленного, - порой привлекала даже  больше внимания, чем  партия Призрака. По словам английской обозревательницы журнала "Dancing Time" Фреды Питт (Freda Pitt): "Пети вложил в партию молодого человека больше энергии, нежели в партию Призрака", хотя ждала я многого именно от нее".
 

Первоначально главная роль Фантома предназначалась для такой звезды, как Рудольф Нуреев, но у Пети возникли проблемы с капризной звездой, не считающей для себя обязательным, например, являться на репетиции.

Петер Шауфус, замечательный датский танцовщик  - тот, кого Пети выбрал для замены Нуреева. Нельзя сказать, что таланты Шауфуса не поражали воображения. Напротив, та же Питт признает, что он начал свое выступление с необычайно мощного и сложного соло, прекрасно используя свою потрясающую технику, но отмечает, что творческий импульс выражен не настолько сильно, как того хотелось бы. Выделяя запоминающийся pas de deux, в котором Призрак  подчиняет себе испуганную девушку, Питт констатирует, что Пети в этом балете все же не бросил достойного вызова талантам Шауфуса.

Так как грим Призрака  с большой натяжкой можно назвать ужасающим, балетному танцовщику  приходилось полагаться только на своё присутствие на сцене и на создаваемую им ауру коварства в сочетании с душевными муками и страданием. Впрочем, многие французские критики не скупились на похвалы Шауфусу, отмечая его безукоризненный стиль, его виртуозность как партнера, великолепные сильные  поддержки и ту глубину, с которой он воплотил драматический образ.

"Когда он танцует, то на сцену словно возвращается из недр театра забытая Тень", - писали о нём.

Грим балетного Призрака был крайне легким, почти условным: слегка подчеркнутые скулы, обведенные темным глазницы. Маска (когда она была) закрывала только среднюю часть лица от верхней губы до лба.


Вот он, хозяин Оперы. Здесь Призрак в маске. Маска остро вырезанная, слегка демоническая.
Петер Шауфус.

Без грима создают настроение. Призрак тут не страшный, но Девушка ему все равно сострадает. Напоследок.
Кальфуни и Шауфус.


Критикам, по их же собственным словам, не хватало такого Пети, каким он показал себя в таких своих постановках, как "Коппелия", "Щелкунчик", "Летучая Мышь", "Собор Нотр-Дам" и даже в "Пиковой Даме".

Вину возлагали на то, что действие и хореографию "тормозила"  весьма прозаическая и написанная по заказу партитура Марселя Ландовски, музыка которой оказалась достаточно мало дансантна. Концепция и подход Пети были насквозь романтичными, но музыка Ландовски, хотя  и гармоничная, была слишком современной, неприемлемой для  легкого и парящего, подобно бабочке, балета Мадам Карлотты или для сцены в фойе, где танцовщицы встречались со своими поклонниками. Не подходила она и для сцены бала, где  грозная фигура Призрака гордо и пугающе шествует среди гостей в маске и красном плаще (слава Богу, пришла Красная Смерть); эта сцена, кстати, дает повод повосхищаться витиеватой Гранд Лестницей, точной копией настоящей, созданной по арт-концепции  Кольтеллаччи

Европейская команда, состоящая из Джулио Кольтеллаччи и Франки Скуарчьяпино, уже  ранее работавших с Пети над балетом етучая Мышь" (La Chauve-Souris), снова прекрасно поработала  в Опере, хотя кроме падающей люстры (падающей на приличном расстоянии от публики на сцену) и девушки, проходящей и исчезающей в отполированном до металлического блеска зеркале, в балете не так уж много сценических трюков, как следовало ожидать от подобного сюжета и его фактуры, особенно в последних сценах, в логове Призрака, хотя  сцена, где молодого человека связывают и изводят длиннохвостые Крысы, поставлена прекрасно. 

Как с восторгом писал в "Les saisons de la Danse" французский балетный критик Андре-Филипп Эрси (Andre-Philippe Hersin), "бесконечные хлыстоподобные хвосты множества крыс, нападающих на Юношу, ищущего свою возлюбленную в сумрачном подземелье, привносят захватывающий отпечаток садо-мазохистских мотивов".


Любовью окрыленный... Лихо прыгает Юноша (Патрик Дюпон). Месье, а как вас по имени-отчеству? Раньше были каким-то де Шаньи.

Крысоловка. Бедный Юноша (Дюпон).  Крысы, как средство защиты от взломщиков. Без них ни одна адаптация "Призрака"  не обходится. Что, Шемякин, завидно?


Патрик Флинн (известный дирижер), приглашенный в последний момент, дирижировал как всегда профессионально и изумительно, и надо отметить, что с момента его появления в оркестровой яме танцовщики обрели мощную опору в борьбе с трудной для танца музыкой Ландовски.

К недостаткам балета, кроме пресноватой музыки, также относят отсутствие более широкой и богатой канвы сюжета. Слишком много плоских, безымянных персонажей-зарисовок, не несущих никакой особой смысловой нагрузки; введение комментария в ход действия; главные персонажи сокращены до трех  и то все тоже без имени: Фантом, Девушка и Молодой Человек. Единственный персонаж, у кого имя осталась - это невезучая Мадам Карлотта. Из-за всего выше перечисленного сам балет и вся история, разворачивающаяся на сцене, оставляли у многих впечатление анонимности и безликости.


Тот же Эрси отмечает, что интересно было проследить по  ревью в журналах за теми изменениями, которые вносил в балет со дня премьеры придирчивый Пети. Так, например, сначала балет открылся как трехактный, но Пети вскоре убрал один из антрактов, устранив перерыв, как разрушающий драматическое напряжение, и впоследствии балет шел уже как двухактный. Также изменения происходили и в составе исполнителей.

Во втором составе балета партию Фантома танцевал Жан Гизерли (Jean Guizerlix), партию Девушки - Клод де Вульпиан (Claude de Vulpian), Юноши - Жан-Ив Лормо (Jean-Yves Lormeau) и Жан-Кристоф Паре (Jean-Christophe Pare).

Второй состав не уступал первому, техничный и артистичный Гизерли создал сложный образ одинокого страдающего Призрака; Клод де Вульпиан виртуозно стилизовала грациозную старомодную манеру танца начала 1900-х, убедительно выражала ужас своего персонажа и его смутные порывы; Лормо играл менее юного, чем это делал Дюпон, Молодого человека, менее непосредственного в своем поведении, но равным образом правдоподобного, рисуя образ молодого денди образца 1900-х, завсегдатая Le Foyer de Danse, Паре следовал по его стопам, больше акцентируя сентиментальность своего персонажа.

Как-то напрашивается your spirit and my...dance..in one combined.

Клод де Вульпиан и Жан Гизерли.
Призрак напрочь без маски и жуткого грима.

В 1988 году постановка, к тому времени уже закрывшаяся (балет продержался на сцене недолго) в Париже, была возобновлена Роланом Пети для труппы Национального Марсельского балета, и пошла на сцене Марсельской Оперы (Пети руководил труппой Марсельского балета с 1972 по 1998 гг.).

Перенесенный на сцену Марселя, мир Парижской Оперы претерпел некоторые изменения. Как отмечал театральный критик Жерар Маннони (Gerard Mannoni), он стал более реален, более правдив. Декор Гранд Лестницы, купол Оперы и закулисье Оперы того времени, обновленные в марсельской постановке, без всякого сомнения внесли дополнительный вклад в поэтику балета.

В Марселе партии исполняли:
В роли Фантома - Жан Броэк (
Jan Broeckx) и Д. Граньо (D.Granyo); в роли Девушки - Карлотта Зампаро (Carlotta Zamparo); Юноши - Жан-Шарль Верчэре (Jean-Charles Verchere); Мадам Карлотты - Паскаль Дойе (Pascale Doye); Maitre de Ballet - Хасене Бахири (Hacene Bahiri).

 

Призрак, летящий на крыльях Ночи.

В роли Призрака -  Жан Броэк.

"...и я у ваших ног"...

Призрак -  Д.Граньо,  Девушка -  К.Зампаро.

Прямо статуэтка.

"как-бы Кристина" - Карлотта Зампаро танцует на сцене Марсельской Оперы.

 

***
Своими впечатлениями от балета, поставленного по роману её отца, поделилась дочь Гастона Леру Мадлен. Вот что она сказала: "Призрак Эрик был сегодня на сцене. А призрак моего отца появился в Ложе номер пять. Он был там, я абсолютно уверена. Танцовщицы едва касались подмостков, это была настоящая фантасмагория, присутствие иного мира. Спектакль словно нарочно был сделан так, чтобы вызвать призрак моего отца. Я знаю точно, что он в тот вечер был в Опере".
***

 

Ролан Пети. Штрихи к портрету балетмейстера.

*Ролан Пети родился 13 января 1924 года в Париже.
*О Ролане Пети говорят, что он - самый французский из всех французских балетмейстеров, сумевший в своих 160 постановках передать дух и менталитет нации. Он - классик двадцатого века и основоположник современного балета во Франции. В мемуарах "Я танцевал на гребне волн" (1993) Пети писал, что интеллигентный человек должен быть честным, умным, наделенным любознательностью и чувством юмора, упорством, страстностью и изрядной долей здравого смысла. Пожалуй, это почти автопортрет самого Ролана Пети. Ещё он всю жизнь с гордостью подчеркивает: "Мне очень повезло - я родился в Париже, учился в школе Опера".
*Пети называет Доминик Кальфуни "моя Павлова" и посвятил ей множество балетов. Его восхищение талантами Кальфуни были сродни поклонению Призрака Кристине, а потому никто лучше Кальфуни не смог бы исполнить партию Девушки. Пересечение судеб...

 

24 сентября 2005г.




Авторы: Anastasia & Mary

Источники информации:
Gerard Mannoni  Roland Petit - "L'avant scene ballet Danse", 1984., Paris;
Magazine  Dancing Times, april 1980, London;
Magazine Les saisons de la Danse", 10 avril, 1980, Paris;
Magazine Les saisons de la Danse", 30 janvier 1988, Paris;
Программа Вечер хореографии Ролана Пети в Большом театре, 2001;
Г.А.Анджапаридзе. "Бесспорный классик", "Рипол Классик", 2004;
Аудио запись партитуры балета Марселя Ландовски.

Примечание: фотографии балета очень редкие и добыты тяжким трудом (они были взяты не из Интернета). Нигде на других сайтах они никогда не выкладывались. Просьба не копировать и не воспроизводить без разрешения авторов. Уважайте чужой труд, пожалуйста!


Note: photos from the ballet are very RARE and were extremely  hard to find (they were not found in Internet) . Please do not copy them and place them on the web without the permission of the authors. Please, respect other people's efforts and hard working!


На верх
страницы

На страницу
"Призрак на сцене"