He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Призрак Оперы на экране

Экранизации романа Леру


"Призрак Рая" 1974 г.  Брайана де Пальма.


 

Фильм начинается с мрачного логотипа мёртвой птички, и титры фильма идут на  фоне выступления рок-группы.
Перед титрами
голос Рода Серлинга информирует нас, что Свон - самый популярный музыкант в мире с большой кучей призов. Свой первый рéкорд он выпустил в 14 лет, создал группу "The Juicy Fruits" и построил первый  грандиозный рок-дворец - РАЙ!!!

Свон в настоящее время в творческом ауте и ищет "звук", который вернет его собственному Раю жизнь.

Рассказчик в заключение говорит: "Этот фильм - история поиска... звука... человека, который его создал, девушки, которая спела его, и монстра, который его украл...".

В титрах фильма отсутствуют ссылки на роман Гастона Леру.



 



Театр Majestic "в роли" Рок-дворца "Рай"- главного действующего лица фильма. Этот старый кинотеатр, превращённый в съёмочную площадку, располагался по адресу: улица Вязов, 1925, Даллас, Техас.
Неужели это только случайные ассоциации?


Уильям Финлей  в роли Уинслоу Лича (Winslow Leach).


Джессика Харпер  в роли Феникс (Phoenix).


Пол Уильямс  в роли Свона (Swan). Вот такие - похожие на престарелую Дюймовочку - самые опасные, такие маленькие, длинноволосые, зловещие всесильные импресарио обожают захватывать власть над миром. Душа Свона продана дьяволу.

 

1974 г. Производство: 20th Century Fox/Harbor Productions & Pressman/Williams Production, USA
Цветной. Звуковой. Язык: английский.
Продолжительность фильма: 87 мин.
Режиссёр: Брайан де Пальма (Brian De Palma);
Продюсеры: Эдвард Р. Прессман (Edward R. Pressman) и Пол Уильямс (Paul Williams);
Сценарий: Брайан де Пальма (Brian De Palma);
Оператор: Ларри Пайзер (Larry Pizer);
Арт-директор: Джек Фиск (Jack Fisk);
Постановочный дизайн: Сисси Спейсек (Sissy Spacek);
Грим: Джон Чамберс (John Chambers);
Музыка и слова: Пол Уильямс (Paul Williams).
Фильм имеет ограничения по возрасту: только лицам старше 15, т.к. содержит сцены с употреблением наркотиков, насилия (лёгкого), ненормативной лексики (мягкой)  и сексуальные ситуации (некоторые ненавязчивые).

Эта рок-версия "Призрака Оперы" очень интересна и по-настоящему оригинальна. Не будучи в прямом смысле слова экранизацией романа Леру, обыграв лишь основную сюжетную линию и осовременив её в духе молодежной субкультуры 70-х, она, тем не менее, выразительна как цельное произведение, пародийно стильное, имеющее свою зловещую рок-н-рольную атмосферу, и полна абсурдистской жути, блестящей сатиры, множества подтекстов и тонкой иронии.

Музыка является стержнем и движущей силой действия, на этот стержень нанизаны все сюжетные фиоритуры. Умелая и динамичная режиссура, острое построение кадров, чувство ритма, поэтические эллипсы виртуозного режиссерского монтажа Де Пальма особенно приятно воспринимаются в сравнении с режиссурой другой музыкальной версии "Призрака Оперы", о которой говорится на соответствующей страничке.

Кроме того, Де Пальма взял за основу сюжета не столько и не только трагическую любовную линию обезображенного композитора и его одержимости молодой оперной певицей, как прочие экранные и театральные интерпретации классической истории, но исследовал универсальные вопросы о природе красоты и уродства, Добра и Зла, иллюзии и реальности.

Премьера фильма состоялась 31 октября 1974 г. - была приурочена к  Хэллоуину.

В роли Уинслоу Лича/Призрака снялся Уильям Финлей (William Finley), в роли Феникс - Джессика Харпер (Jessica Harper), в роли Свона - Пол Уильямс (Paul Williams) в роли Бифа - Гэррит Грэхам (Gerrit Graham).

Итак: действие фильма начинается со сцены музыкального аудирования в новом рок-дворце. Свонова группа "The Juicy Fruits" исполняет ретро-панк пародию на известную в то время группу Sha Na Na - рок-н-рольную песню "Do remember ... the sacrifices we've made for love" ("Ты помнишь... жертвы... которые мы совершили во имя любви").  Текст песни помогает понять подспудные мотивации для трёх главных персонажей фильма и задаёт иронический тон для всего последующего повествования.

После их ухода со сцены появляется  Уильям Лич, садится за пьянó и исполняет балладу из своей рок-оперы. Наивный молодой композитор написал двухсотстраничную кантату по мотивам истории "Фауста". Когда он начинает петь: "I'd sell my soul for one love who would stand by me" ("Я б душу продал за любовь, что будет вечно мне верна") - Свон прерывает деловую дискуссию  с Арнольдом Филбином (Arnold Philbin), своим мускулистым подручным, в роли которого снялся Джордж Меммоли (George Memmoli), и говорит, что его многолетний поиск завершён. Теперь он услышал прекрасную песню для открытия Рая. Он отправляет Филбина купить права на эту музыку за любую цену. (Фамилия подручного - напоминание о фильме "ПО" 1925г. реж. Р.Джулиана. Кристину там играла Мэри Филбин).

 



Гэррит Грэхам  в роли панк-певца Вампира Бифа (Beef). Для прикола его певческий голос был соединён с голосом Рея Кеннеди (Ray Kennedy), в титрах фильма не заявленного.


Призрачная ипостась Лича.

 

Месяц спустя Лич, полный светлых надежд, отправляется в офис Свона - звукозаписывающую корпорацию "Death Records", - и обнаруживает, что его музыка практически украдена Своном, который намерен выпустить её под своим именем. Лича вышвыривают из офиса, Лич бежит в дом к Свону - огромный замок, напоминающий Ксанаду из "Гражданина Кейна". Там он видит вереницы девушек, пришедших на кастинг для оперы "Фауст", выстроившихся на ступенях грандиозной лестницы дворца.
(Построение мизансцены соответствует сцене Маскарада из фильма 1925г.)

Среди них милая шатенка Феникс, Лич даёт ей советы по правильному исполнению его песни, однако Феникс в слезах убегает с первого же тура так называемого прослушивания (а на деле - секс-собеседования Филбина и охранников),  Лич пробует пробраться к Свону, переодевшись девушкой, но его опять вышвыривают, и продажные полицейские упекают его в тюрьму Синг-Синг по ложному обвинению в хранении наркотиков.  

В тюрьме Лич проводит шесть месяцев и служит подопытным кроликом для "научных" экспериментов начальника тюряги - ему, в частности, заменяют все зубы на металлические и заодно повреждают голосовые связки. Когда Лич слышит по радио объявление об открытии рок-дворца Рай, он бежит из тюрьмы, пробирается на звукозаписывающую студию Свона с целью вывести из строя пресс для дисков, штампующий его музыку, но сам попадает головой в агрегат. (Прим. автора: Замечу, что последствия этого выглядят действительно ужасно до содрогания, не то что легкие повреждения некоторых других экранных Призраков). Лич добирается до Ист-Ривер и падает в воду (как в фильме "ПО" 1962г. реж. Теренса Фишера с Хербертом Ломом в главной роли).

Заголовки в "Variety" анонсируют дату открытия Рая, а ниже маленькая заметка оповещает, что свихнутый композитор, бежавший из Синг-Синга, признан утонувшим в реке.

 

 В Рае идут репетиции; зловеще сопящий Уинслоу - камера приёмом "его глазами" движется по коридорам и лестницам - пробирается в гардеробную и подбирает себе металлическую птичью маску, черный кожаный костюм в обтяжку и длинный плащ и начинает терроризировать дворец взрывами декораций к своей опере и прочим. Свону это быстро надоедает, он находит Призрака и предлагает ему присоединиться и переписать музыку для грандиозного открытия. Призрак соглашается при условии, что Феникс достанется главная роль.

 Свон согласен и предлагает Уинслоу подписать 1000-страничный контракт - кровью! После сцены с кровавой подписью нам кажется, что вот он - современный Мефистофель! Но подождите...
(Кстати, интересный иронический перевертыш в антураже - через зеркала входит и выходит не Призрак, а Свон).
(Ещё одно кстати: это первый фильм, где в историю Призрака замешана инфернальная составляющая - контракт с Дьяволом. Потом этот сюжетный ход позаимствует режиссёр Дуайт Эйч. Литтл для своего фильма "ПО" 1989г. с Робертом Инглундом в главной роли).

Голос Призрака, изуродованный, как и его лицо, механическо-металлический, после работы Свона с эквалайзером и после приёма своновых алхимических микстур приобретает нужное звучание. Но вживую он петь не сможет никогда, ему достаточно, что петь будет Феникс. Свон держит его в подвале в запертой студии, набитой под завязку аппаратурой.
 


 


Кастинг у Свона.


Зубы - источник бактерий. Металлические лучше.


Но они резонируют.
 


Свон исчезает за поворачивающимся зеркалом.


 


 


Контракт подписан кровью.

Свон нанимает Феникс, но делает двойной финт ушами: Феникс лишь девочка из хора, а на главную женскую роль Свон нанимает певца-гея Бифа. (Ещё один сюжетный приколистский перевертыш - здесь примадонна Карлотта из романа Леру стала певцом-геем, исполняющим женскую партию). 
Свон представляет его репортерам в аэропорту как "панк-певца Вампира из Трансильвании" - вынимает прямо из гроба. Уинслоу/Призрака, чтоб не суетился, Свон пичкает амфетаминами, а затем, забрав у него последнюю кипу нотных страниц,  приказывает замуровать дверь в его келью/студию (четкая отсылка к рассказу Эдгара Аллана По "Бочонок Амонтильядо"). Однако Призрак ломает стену и наносит визит примадону Бифу, который, нюхнув кокаинчику, моется в душе.

Сцена блестяще пародирует знаменитую сцену убийства в душе из хичкоковского "Психо", но вместо ножа Призрак пугает певца... резиновым вантузом. Призрак объясняет струхнувшему примадону, что петь его музыку может лишь Феникс, и исчезает. Биф также пытается исчезнуть с чемоданами, но его перехватывает Филбин и объясняет, что "show must go on!"


 

Фильм 1974
 

Фильм 1974
 

Фильм 1974
 

Phantom of Paradise

Paradise

Занавес открывает декорации сцены, вдохновленные старым черно/белым немецким фильмом "Кабинет доктора Калигари" - они служат фоном великолепно поставленной рок-опере "Фауст", мистической, жуткой, стильной и язвительно-гротескной. Появляются зомби/подобные певцы, они якобы отсекают части тел у зрителей, чтобы собрать и оживить монстра Франкенштейна - это Биф. Публика балдеет и танцует рок-н-рол.

Наблюдающий за этим поруганием своей музыки Призрак свирепеет и, метнув в  гей-певца неоновую молнию из декораций, убивает его электричеством. (Итак, каноническая люстра заменена здесь неоновой молнией, при этом сцена приобретает гротескно-мифологический характер: Призрак аки Зевес поражает с райской верхотуры того, кто покусился на небесную гармонию).  
Публика думает, что это часть шоу. Но Свон  быстро соображает и отправляет на сцену Фекникс, она поёт - триумф!

 После концерта Призрак пытается объяснить Феникс, что Свон есть Зло, но она не верит ему и, сорвав его маску, отшатывается в ужасе от его уродства.  Она предпочитает уехать со Своном в его замок, подписать с ним звёздный контракт, и Призрак/Уинслоу  наблюдает с крыши через стеклянную крышу за их нежностями. Отчаяние его безмерно, и он вонзает себе в грудь кинжал. Вот тут-то и  выясняется, что покончить жизнь самоубийством Призрак не может: пока жив Свон, разорвать контракт может только он, но убить Свона нельзя (Уинслоу/Призрак убеждается в этом, безуспешно попробовав), он тоже имеет контракт с дьяволом.
Цитата фильма:
"Я тоже на контракте. Мы все продаём душу Дьяволу - так или иначе".

Журнал "Rolling Stone" анонсирует грандиозный финал в вечер открытия Рая: Свон в личине Фауста женится на своей звезде Феникс! Но в действительности злодей планирует иной зловещий сценарий: он задумал убить Феникс в прямом эфире на сцене "Парадайза".
Вторая цитата фильма:
"Убийство в реале на всю страну - вот это развлечение!" (нельзя не восхититься Де Пальма, за тридцать лет  предвидевшим повальное увлечение экстремальными телевизионными реалити-шоу).

После смерти Феникс Свон сможет легально забрать её голос - согласно контракту. Он обсуждает план с Филбином, тот будет изображать священника.
 

 Призрак/Уинслоу пробирается к Свону, надеясь найти какие-нибудь доказательства, которые убедят Феникс, что он не сумасшедший, и находит видео-пленки с записью контракта Свона с Дьяволом. Пока видео существует, стареет изображение Свона на нём, а сам он остаётся вечно молодым (отсылка к О. Уайлду "Портрет Дориана Грея"). На той же пленке - запись контрактов его самого и... Феникс!

Призрак/Уинслоу сваливает пленки в огонь и бросается на сцену. Ему удаётся предотвратить убийство Феникс, пуля киллера летит в Филбина/священника, Призрак на тросе перелетает на сцену (эту фишку позже позаимствует Дарио Ардженто в своём фильме "ПО" 1998 г.) и срывает серебряную маску Фауста с лица Свона. Лицо Свона плавится, как горящая видео-пленка, стекает и деформируется.  Призрак закалывает Свона, теперь он смертен, но отныне смертен и сам Призрак. Он истекает кровью от кинжальной раны на груди.

Умирающий Уинслоу ползёт к Феникс, фанаты уносят тело Свона, а Феникс приникает к телу Призрака и гладит его обезображенное лицо. Равнодушно веселящаяся толпа молодежи с восторгом принимает всё происходящее как часть шоу.
 

 


Свон поднимается из люка как Мефистофель.
 

Фильм 1974
На сцене группа "The Juisy fruits".

Phantom of Paradise


На Своне металлическая маска Фауста.

 

 

Paradise




Это интересно.
* Рабочее название фильма сначала было "Phantom", затем изменилось на "Phantom of the Fillmore", и наконец на  "Phantom of the Paradise".
* Название фильма должно было вызывать референции к Гастону Леру, также к "Потерянному Раю" Джона Милтона и к "Фаусту" Гёте.

* Весь фильм пронизан "птичьими" ассоциациями:
1 - Логотип звукозаписывающей корпорации Death Records - мёртвая птичка;
2 - Имя Swan (Свон) по-английски значит лебедь;
3 - Имя девушки - Феникс (птица, сгорающая и возрождающаяся из пепла);
4 - Маска Призрака - птичья.
Это связано с тем, что Брайан Де Пальма - большой поклонник Альфреда Хичкока, в частности его знаменитого триллера "Птицы".

* Де Пальма написал роль Уинслоу Лича/Призрака  для Уильяма Финлея, с которым уже работал.

* Однако сначала некоторое время на роль Лича/Призрака  рассматривалась кандидатура Пола Уильямса.
* Пол Уильямс - миниатюрный фолк-певец и композитор, популярный в 70-е  - предпочёл роль Свона - могущественного импресарио - не только потому, что не чувствовал физической способности сыграть роль Призрака, но и потому, что будучи певцом и композитором не хотел, чтобы в этом усмотрели некое его послание звукозаписывающей индустрии. ;)))
* Пол Уильямс не только написал слова и музыку, но и исполнил многие песни в фильме. Например, когда он устанавливает голос Уинслоу, то поёт в этот момент сам Уильямс. Поэтому, когда он объявляет, что голос "совершенный", это звучит милым приколом :)
* Пол Уильямс за музыку к "Призраку Рая" был номинирован  Академией Киноискусств и Науки в 1975 г. на Academy Award в соответствующей номинации.

* Уильям Джордж Финлей учился с Брайаном Де Пальма в  Sarah Lawrence College на факультете театральной драмы. Они были друзьями и делили одну комнату.
* Де Пальма взял прообразом Уинслоу Лича одного театрального режиссера по имени Уилфорд Лич (Wilford Leach), преподававшего ему драму в колледже.

* Для сцены, в которой голова Лича попадает в пресс для дисков, Де Пальма использовал натуральный пресс для пластмассовых игрушек с фабрики "Ideal Toy Company". Для безопасности в пресс были вставлены предохраняющие прокладки, не позволяющие прессу сомкнуться полностью. Но машины никогда не работают так, как это предполагается, и пресс продолжал закрываться несмотря на предохранители! Только быстрота реакции и проворство Финлея спасли его голову. Таким образом, его вопль ужаса в фильме был настоящим.

* Декорации рок-дворца делала известная актриса Сисси Спейсек (Sissy Spacek), уже тогда звезда экрана, впоследствии снимавшаяся у Де Пальма. Это она взялась помогать своему бой-френду Джеку Фиску, бывшему художником-постановщиком фильма.


Заметки и критика.
* Брайан Де Пальма после успеха у критиков и зрителей его фильма "Сёстры" 1973 г. - снятого в жанре психологического триллера - стал культовым режиссёром и имел много возможностей для того, чтобы делать тот фильм, что он хочет, и выбрал именно пародийную версию Гастона Леру по своему собственному сценарию. Создание ещё одной буквальной версии ему просто не было интересно. Кроме того, он сознавал возможности  рок опер - только что с успехом пошли "Томми" и "The Rocky Horror Show".

* "У меня никогда не было намерения сделать простой римейк "Призрака Оперы". Это уже было проделано около полудюжины раз, - объяснил Брайан Де Пальма вскоре после премьеры фильма  в одном из своих интервью в 1974 г.. - Я взял идею о композиторе, чью музыку кромсают, пытающегося убить тех, кто убивает его музыку, и который протежирует ту девушку, что он любит, для того, чтобы она пела его музыку так, как он хочет, чтобы она была исполнена. Вот что было базовой концепцией. Мне нравится идея призрака, терроризирующего рок-дворец вместо оперного театра, но не просто как способ обновить классическую хоррор/историю."

* "Я всегда был фанатом жанра хоррор, - говорил Де Пальма в другом интервью 1974 г. - В "Призраке Рая" я попытался найти новый способ войти в этот мир. Я подумал, что мир рока достаточно стилизованный и экспрессионистический, чтобы начать с него, и что это будет прекрасное окружение для старой хоррор истории".

* Фильм провалился в прокате и стал одним из самых больших разочарований 1974 г. для студии 20th Century Fox.

* Единственным местом в Северной Америке, где фильм нашёл признание и шёл на экране 6 месяцев к радости юных рок-н-рольщиков, которые поняли пародийную фишку, был город Виннипег, провинция Манитоба в Канаде.

* Большинство критиков не приняли Уильямса в роли злодейского импресарио и критиковали всю картину в целом.
Критик Ричард Комб написал: "Призрак Рая" слишком размашист в смысле эффектов и слишком раздут в стремлении пародировать... он ближе к стилю помешанных сатирических журналов".
 Том Хатчинсон и Рой Пикар рассматривали фильм как "наиболее гротескную и - в её кричаще-безвкусном стиле - нервирующую версию истории".
Джон Стэнли просто назвал фильм "эксцентричным".
(Прим. автора: те же самые критики точно так же реагировали год спустя на появление на экранах "The Rocky Horror Picture Show").




Если вам интересно составить более полное представление о фильме, то на страничке "Призрак Рая" Брайана Де Пальма. Кадры из фильма" (по ссылке внизу страницы) можно увидеть краткий видео синопсис из кадров фильма. Приятного просмотра.

Все кэпы сделаны собственноручно автором подборки. Просьба не копировать и не воспроизводить кэпы без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.


23 марта 2005 г. Реконструкция страниц произведена в пятницу 13 апреля 2007 г.


Автор: Mary

Источники информации:
Фильм Phantom of the Paradise, 1974;
John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;
George Perry, The Complete Phantom of the Opera;
David Parkinson, Cinema, Oxford University Press.


На верх страницы

"Призрак Рая" Брайана Де Пальма.
Кадры из фильма.

Коллекция масок
Призрака