He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest" (Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца). 2006 г.



Итак, в один из моментов злоключений главных героев один из этих самых героев - Уилл Тернер (Орландо Блум) попадает на прóклятый корабль "Летучий Голландец" в лапы к Дэйви Джонсу(Билл Найи) и всей его команде. Его, Уилла, оставляют как залог в счет неоплаченного долга его друга-пирата Джека-Воробья (Джонни Депп). Если долг не уплатят, то Уилл станет вечно служить на борту "Голландца", зависнув между жизнью и смертью. Но это присказка... сказка впереди.

Этот самый Дэйви Джонс (что на морском лексиконе значит то же самое, что и "морской дьявол", а сундук Дэйви Джонса - это морское дно, куда попадают все погибшие моряки) был когда-то нормальным человеком и удалым мореходом. Его погубила... естественно страстная любовь к женщине, которая им играла как хотела. Бедный Джонс вырвал свое влюбленное сердце и спрятал его, как Кощей, в сундук, а сундук зарыл на одном из необитаемых островков где-то в Карибском море. Сердце в сундуке продолжает стучать, но тот, кто его найдет, сможет просить у Джонса все, что захочет (власть над миром там и прочие мелочи). И даже лучше -получить власть над самим Джонсом и командовать им и его кораблем, тем самым получив контроль над всеми морями. За этим сундуком с сердцем весь фильм и идет погоня.

Но это еще не все. У Дэйви Джонса в каюте - большущий орган. Он играет на нем с упоением своими щупальцами (ах да, сам Джонс и его команда стали в своей "послежизни" гибридами людей и морской фауны, у Джонса лицо вообще похоже на кальмара - вот вам и уродство). На органе - фигурка золотого Ангела, прямо над клавишами, а еще в те минуты, когда Джонс не играет на органе, он слушает маленькую музыкальную шкатулку в форме сердца.

Надо заметить, играет Джонс практически непрерывно, и звуки его органа сопровождают путь "Летучего Голландца" по бурному морю. Что и говорить, он не просто играет. Он  еще и спит за своим органом сидя, а когда герой Уилл Тернер случайно разбудил его, уронив одно из джонсовых щупалец на клавиатуру органа, Джонс начал было просыпаться, но вот заиграла музыкальная шкатулка нежную и печальную мелодию, и Дэйви Джонс снова засыпает, умиротворенный этой музыкой. (Кстати, Тернер приподнимает щупальца пером, взятым из стоящей на органе чернильницы - уж не музыку ли записывает этот морской дьявол-призрак? Иначе зачем ему эта чернильница на музыкальном инструменте?).


Вся суровость куда-то сразу пропадает, когда Джонсу говорят о чьей-либо
любви. Т.е. давят на больное место....

Данная трогательно-романтичная тема звучит в фильме не единожды. Прежде зритель слышит ее, когда Джек-Воробей, убалтывая Дэйви Джонса для того, чтобы тот отпустил Уилла Тернера, начинает напирать на то, что его друг влюблен в красавицу, помолвлен, жениться хочет, и тут-то и слышится эта самая мелодия, а глаза у Дэйви Джонса становятся трагическими-претрагическими, и он даже колеблется. Правда недолго.... (злодей все-таки). С музыкой вообще творятся занятные вещи - именно у Джонса присутствуют две ярко выраженные музыкальные темы - органная (трагически-фатальная) и лирическая (тема несчастной любви). У других персонажей таких выразительных тем нет, да они и не несут такой важной смысловой нагрузки.


Интересен также и факт, что когда герои добираются до сундука с сердцем Дэйви Джонса, то они сначала находят большой сундук, в котором лежат старые письма и поэмы, на самом деле адресованные Джонсом своей возлюбленной, и даже засохший букет желтых роз. Под слоем всего этого оказался сундук поменьше, где и находилось живое сердце Дэйви Джонса.


Помимо сердца Джонс спрятал и сохранил, заметьте, свои письма и поэмы женщине, которая так зло с ним поступила. Не говоря уже о розах.


Вот кстати и они на первом плане.

 

Другим трогательным моментом проявления чувств со стороны обычно жестокого Джонса - он на протяжении всего фильма демонстрирует ее по отношению к собственной команде, не говоря уже о пленниках, таково его кредо: "Жизнь так жестока, почему жизнь за гробом должна быть иной?", его слова - является момент, когда, глядя на обломки корабля, на которым плыл сбежавший из плена Джонса Уилл Тернер, он особо долго и грустно смотрит на плавающее в воде подвенечное платье Элизабет (девушка также за некоторое время до этого плыла на этом корабле на Тортугу, чтобы найти Джека, выяснить, где Уилл и спасти его, однако платье-то она сняла и плыла на корабле "зайцем" в мужской одежде как член команды), при этом играет печальная и нежная мелодия музыкальной шкатулки.


Подвенечное платье Элизабет.


Джонс с тоской смотрит на него.

 


Это его минуты слабости, которые он предпочитает не показывать своим подчиненным.


В фильме можно найти (на этот раз при желании) еще один легкий парафраз на тему... В конце фильма лодка с главными героями скользит по сумрачным водам вудуистских болот, а из воды сотни свечей - но держат их на этот раз живые женщины и мужчины, а не канделябры.


Каюта Дэйви Джонса - орган прямо по курсу. И много свечей.



Атмосферно играющий  Дэйви Джонс. вокруг призрачный туман...от повышенной влажности.



Самобытный органист - играет щупальцами.


 Музыкальная шкатулка-сердце-краб. Играет нежную мелодию, которая Джонсу напоминает "Ее".


Орган украшает крохотная фигурка прикованного цепями ангела - значит, у Джонса тонкая натура.
 


Вот так Джонс спит за органом. Какие видит сны?
 



Внутренности музыкальной шкатулки.
 


Та самая чернильница с пером на краю органа.
 


"Дайте автограф, пожалуйста".
 


Вода, свечи,  лодки... и общее настроение.


Если бы это еще были  канделябры...

Подводя итог, можно выделить главное... А главное - это даже не орган, свечи в его каюте-пещере, дым, ангел и несчастная любовь (такое, можно найти еще в нескольких фильмах).

Главное, что вышеперечисленные приемы мгновенно вызывают у зрителя (особенно западного), как 25-й кадр, определенный настрой. Вся эта атрибутика служит для того, чтобы зритель мгновенно понял: персонаж, окруженный всем этим, должен вызывать сочувствие, несмотря на какие-то там свои киношные злодеяния. Так вся фактура Призрака Оперы вошла в масс культуру и стала прочным символом и архетипом непростого, несчастного персонажа, который хоть и творит зло, но достоин жалости и понимания... потому как из-за любви. "Монстр с Душой"... И этот мощный современный блокбастер тому прекрасный пример.


Продакшн фото для раскрутки. Блаженно играющий Джонс, а перед ним- Ангел, сонм ангелов. О душе своей думает?


Образец концепт-арта к фильму. Морской дьявол сидит на троне. В фильм это, увы, не вошло.

***
 

Особая благодарность Tanya за то, что обратила наше внимание на этот фильм с призрачной точки зрения:).
22 июля 2006 г.




"Pirates of the Caribbean: At World's End " (Пираты Карибского моря: На Краю Света). 2007 г.



В третьей части фильма мы снова видим знакомые намеки на знакомую тему - причем эти намеки твердо и окончательно  подчеркивают одну из главных линий в пиратской киноэпопее: тему трагической любви и непонимания (как это было и у Призрака Оперы) у Дэйви Джонса и его возлюбленной, которой  оказалась ни много ни мало сама морская богиня Калипсо (та самая, что в греческой мифологии очаровала и задержала у себя когда-то на острове Одиссея на 7 лет).

Дэйви Джонс страстно в нее влюбился, а она наделила его сверхъестественными возможностями, дабы он подбирал души погибших в море и помогал им отправиться в мир иной (прямо как Харон). Он должен был это делать 10 лет, а раз в 10 лет на один день "он мог вернуться на берег и с той побыть, что всей душой его любит и ждет", - так говорила сама Калипсо, заточенная в человеческом теле ведьмы вуду Тиа Дальмы (Наоми Харрис), героям фильма. Но тогда, когда Джонс выполнил условия и вернулся, Калипсо  его не ждала, очевидно изменив ему. Тогда-то он впал в отчаяние, потом рассвирепел, научил Совет Пиратского братства, как пленить ее и заключить в теле женщины, и условился, чтобы ее никогда больше не выпускали. Калипсо об этом не знала. А из-за того, что Джонс перестал заботиться о душах погибших, он превратился в морское чудовище. И сердце свое вырезал, чтобы вырвать с ним вместе любовь.
Но даже несмотря на это, несмотря на показную жестокость и уверения всех в своей бессердечности (даже саму Тиа Дальму
/Калипсо), он все равно жестоко страдает от любви. 


Первый кадр с Джонсом в фильме - создатели фильма ясно напоминают нам
суть этого персонажа,
и какие чувства он должен у нас вызывать.

Первый кадр с Джонсом в фильме - он сидит за органом, но не яростно играет на нем, как во втором фильме, а лишь печально и обреченно наигрывает всё ту же мелодию и с грустью слушает музыкальный медальон-шкатулку. Он не просто слушает, но еще и плачет: и это - то существо, которое вырезало себе сердце!

 


Обычно, намекая на тему ПО, используют игру на органе,
но здесь пошли дальше и вставили еще и музыкальную  шкатулку
(как в мюзикле Э.Л. Уэббера).

Мотив предательства (который был и в истории Призрака Оперы) звучит прямо в словах Джонса: "Она притворялась, что любит меня. Она предала, а не я". Естественно, у Джонса с Калипсо был полноценный роман, а не простые визиты в стиле Кристины, которая очень подло уверяла Призрака, что перестала боятся его лица и хорошо к  нему относится.

Джонс даже требует убийства Калипсо - до того, как ее освободят (Эрик вот тоже хотел взорвать Оперу вместе с Кристиной...). Но его встреча с ней (все еще в образе Тиа Дальмы) в трюме "Черной Жемчужины" явно говорит о другом.

Тиа Дальма/Калипсо сидит одна и слушает печально  мелодию своего музыкального медальона - такого же как у Джонса. А когда закрывает его, то все равно слышит эту мелодию. Это уже играет медальон в руках-щупальцах Дэйви Джонса. Она говорит ему, что скоро  станет свободной, отдаст ему свое сердце, и тогда они всегда будут вместе. Вот только сердита она, что он изменил себе и своему предназначению и не заботился о душах, да сердце, что ей всегда должно принадлежать, вырезал из груди и спрятал. Она прикасается к нему,  и он на время снова принимает образ человека, каким когда-то был. В этом виде он и гладит ее по щеке, а она отвечает ему тем же. Все очень трогательно...:).


 


 

Но потом Джонс снова принял свой "морской" вид и, было, попытался своей клешней придушить ее, но остановил себя, а спросил только, что готовит она тем, кто пленил ее.  Им она обещает жестокую расправу Совету братства - бесспорно Джонс понимает, что это и его коснется, ведь Калипсо рано или поздно узнает, кто был автором ее пленения. Тем не менее он все равно говорит: "Мое сердце всегда будет принадлежать тебе".

Что же, Калипсо действительно освобождают, но вредный Уилл Тернер подсуетился и наябедничал  ей, что это Джонс предал ее когда-то. Лицо Калипсо исказилось от горя и боли... а потом она выросла  размером с мачту, аки Гулливер, и рассыпалась на тысячи мелких крабов. Затем устроила шторм с грозой и огромный водоворот, под стать Мальстрему, но не стала увлекать на дно ни пиратские корабли, ни корабли их врагов, не встав ни на чью сторону.

В ее воронке эффектно сражались лишь "Черная Жемчужина" и "Летучий Голландец" - своим водоворотом богиня как бы уровняла их шансы.  Джонс убил Уилла Тернера (опасно вмешиваться в ссору двух влюбленных), произнеся вполне "призрачную" фразу: "А, любовь - ужасный недостаток. Но от него можно легко избавиться..."  (Примечание: в оригинале, на английском Дэйви Джонс говорит: Ah love, a dreaded bond... yet so easily severed Что в переводе дословно значит: А, любовь - страшные путы. Но их легко разорвать).


Тема "пут" в фильме вообще прослежена очень грамотно и четко: Ангел, украшающий орган в каюте Джонса, тоже прикован цепями к рулевому колесу и как бы рвется улететь (в то время как на заднем плане мы видим сонм ангелов, свободно парящих в воздухе). Тиа Дальма (она же Калипсо) не просто освобождается от человеческого тела ("от уз плоти"), но и от канатов, которыми буквально закуклила ее команда "Черной Жемчужины".  Короче, линия Дэйви Джонса повествует о мятущейся страдающей Душе, и это воплощено всеми возможными средствами.

В том числе и музыкой, о которой уже говорилось при анализе второго фильма. Могу добавить, что практически во всех фильмах про Призрака Оперы и в большинстве мюзиклов на тему Призрака Оперы основная музыкальная тема Призрака либо вообще отсутствует, либо мало выразительна. А в этом пиратском фильме у "около/призрачного" персонажа главная тема просто-таки бьет все рекорды по выразительности и достигает уровня экспрессии чуть ли не темы в мюзикле Уэббера!

Между прочим, музыкальная тема Летучего Голландца и построена-то по законам темы Призрака у Уэббера: органная увертюра и музыка музыкальной шкатулки (нежная и грустная).


В конце концов Джонсово сердце проткнули коллективно Джек Воробей посредством руки Уилла Тернера (который как следствие этого вместо Джонса стал новым капитаном "Летучего Голландца")


Когда начинался шторм и пошел дождь,
Джонс понял, кто это делает, прошептал имя Калипсо и подставил лицо дождю.
 


Джонсу пронзили сердце.
Но последние слова все равно были о НЕЙ...
Прямо,
It 's over now, the Music of the...
 

Джонс обратил свои глаза к небу и, прошептав: "Калипсо...", упал в самое сердце водоворота. После этого "Жемчужина" быстро оттуда выбралась, а "Голландец" утонул (хотя ему это было пофигу, ведь и он, и команда и так были сверхъестественными и под водой все время плавали, к тому же у них теперь был новый капитан). Шторм же прекратился и воронка исчезла. 

Больше Калипсо в дела героев никак не вмешивалась - очевидно, ей был нужен только Джонс, которого она действительно любила и поняла это только став и пробыв столь долго человеком. Надо также учесть, что в морскую пучину Джонс  падал под музыкальную тему "Калипсо" - тоже печальную мелодию с наличием женского голоса (эта тема звучала,  когда Калипсо освобождалась от уз плоти и закручивала шторм). Его же основная музыкальная тема звучит на протяжении всего фильма несколько раз (в органной и лирической аранжировках).


Джонс украсил не только музыкальные шкатулки
изображением  лица Калипсо,
но и на корме своего корабля вырезал ее облик.


Итог:  во второй части пиратской саги были явные "призрачные" намеки, которые задали отношение к персонажу; в третьей части - это уже окончательное формирование личности и логическое завершение этой сюжетной линии. И опять-таки, история Джонса  окончилась так же несчастно-трагично, как история Призрака Оперы. И эта трагическая история любви, со многими элементами атрибутики истории Призрака, вызывает гораздо больше жалости и сочувствия, нежели роман Уилла Тернера и Элизабет Суонн в этом фильме - типично правильных , и поэтому несложных героев-любовников (типа Рауль и Кристина ;)).

P.S.: К слову сказать, фильм хотя и зрелищный и интересный, все же четко следует духу аттракциона, который его породил, и на котором автор данной статьи в свое время как-то прокатилась в Диснейлэнде.

Единственное, что поднимает этот фильм выше уровня простого аттракциона и придает ему особую изюминку, так это: блистательный, смачный образ Джека Воробья в прекрасном исполнении талантливого Джонни Деппа, и вот эта  история трагической любви  удалого моряка, ставшего Морским Дьяволом, но оставшегося верным своей любви, и морской богини, которую за переменчивый и бурный нрав заточили в человеческое тело, и которая поняла все же, что такое любовь и страдания, да только уже слишком поздно.



Это интересно:
Актер Билл Найи, сыгравший трагическую роль Дэйви Джонса - Летучего Голландца, ранее уже сталкивался с "призрачной" темой.

В фильме "Призрак Оперы" , 1989г., (реж. Дуайт Эйч. Литтл) с Робертом Инглундом в главной роли Найи выразительно сыграл роль Мартина Бартона - театрального менеджера.

Диана Квик, сыгравшая роль итальянской дивы Madame Bianchi  (Карлотты) в фильме "Призрак Оперы" 1983г., (реж. Роберт Марковиц) с Максимилианом Шеллом в главной роли - известная английская актриса - является женой актера Билла Найи. Вся их артистическая семья неплохо отметилась в "призрачной" теме ;)))


2 июня  2007 г.

Автор статьи:  Anastasia


На фильм
"Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца"

На фильм
"Пираты Карибского моря: На Краю Света"

Ассоциации и намёки "на тему"
в фильмах.