He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Все о теме
"Призрак Оперы"
 в творчестве

Nightwish>>>

"Imaginaerum".
("Воображариум")
2012 г., Канада, Финляндия.


*** "Imaginaerum". (Воображариум), 2012 г., Канада. Финляндия.
Производство:  Solar Films, Caramel Films
Жанр: Фэнтези, приключения, мюзикл, драма.
Продолжительность: 85 мин.
Сценарий: Стобе Харью (Stobe Harju), Микко Роталати (Mikko Rautalahti), Ричард Джексон (Richard Jackson);
Сюжет-история: Стобе Харью, Туомас Холопайнен (Tuomas Holopainen);
Музыка: Nightwish, Петри Аланко (Petri Alanko);
Режиссер: Стобе Харью;
Оператор: Бенуа Больё (Benoit Beaulieu);
Художник: Элизабет Уильямс (Élisabeth Williams);
Слоган: «Мир, в котором фантазии оживают» (
согласно Кинопоиску)
Возрастной рейтинг: 12+

В ролях:

Джем Уитмен -
Марианн Фарли (Marianne Farley),
Том Уитмен, в возрасте 10 лет - Куинн Лорд (Quinn Lord),
Том Уитмен, в возрасте 70 лет - Фрэнсис З. МакКарти (Francis X. McCarthy),
Мистер Уайт/Теодор Уитмен - Илка Вилли (Ilkka Villi),
Энн, в возрасте 73 лет - Джоэнна Нойес (Joanna Noyes),
Джем Уитмен, в возрасте 7 лет - Кеянна Филдинг (Keyanna Fielding),
Искаженный оловянный солдатик - Стефани Демерс (Stéphane Demers),
Доктор Дженссон - Рон Лиа (Ron Lea),
Танцовщица в шаре - Хелен Робитейлл (Hélène Robitaille),
Том Уитмен, в возрасте 34 лет и 47 лет - Туомас Холопайнен

Группа Nightwish в фильме:

Том Уитмен - Туомас Холопайнен,
Энн в возрасте 32 лет - Анетт Ользон,
Маркус, в возрасте 35 лет - Марко Хиетала
,
Эмиль, в возрасте 32 лет - Эмппу Вуоринен,
Джек, в возрасте 34 лет - Юкка Невалайнен.


Идея фильма была озвучена Холопайненом еще в 2008 г. другим участникам группы и  клипмейкеру Стобе Харью, который ранее снял клип на песню Nightwish The Islander (с альбома Dark Passion Play).

Первоначально идея Холопайнена заключалась в том, чтобы снять видео клипы на каждую песню из следующего альбома, но Харью предложил связать их диалогами, и в результате так сформировалась идея о полноценном фильме на основе сюжета и концепции,  разработанных Холопайненом.

Работа над альбомом Imaginaerum и фильмом Imaginaerum шли параллельно. Музыка в фильме звучит местами не так, как на альбоме, дополнительную музыку для саундтрека написал Петри Аланко.


Альбом и фильм первоначально назывались "Imaginarium", но дабы избежать путаницы со множеством других вещей под названием Imaginarium, название поменяли на "Imaginaerum".
В частности оказалось, что одна испанская компания успела зарегистрировать слово Imaginarium в качестве товарного знака.
Также бытует мнение, что на самом деле это было сделано, чтобы избежать параллелей с фантастическим фильмом «Воображариум доктора Парнаса" (The Imaginarium of Doctor Parnassus, режиссёра Терри Гиллиама).


О фильме было впервые объявлено на официальном сайте Nightwish 10 февраля 2011 г.

На визуальную (и не только) составляющую фильма повлияло творчество Нила Геймана, Тима Бёртона, Сальвадора Дали и Терри Гиллиама.
В фильме много компьютерных эффектов, также появляется персонаж, целиком сделанный на компьютере - Снеговик по имени Мистер Уайт. Это прямая отсылка к мультипликационному фильму "Снеговик", 1982 г. На песню из данного мультика - Walking in the Air  - группа Nightwish сделала в свое время известный кавер на своем альбоме Oceanborn 1998 г.


Фамилия главного персонажа - Уитмен - прямо взята у известного американского поэта Уолта Уитмена, чьим творчеством очень восхищается Холопайнен. На альбоме Imaginaerum есть песня Song of Myself, в которой финальная часть заключается в чтении стихо-монологов, написанных Холопайненом, участниками группы Nightwish, их друзьями и близкими - прямая отсылка к поэме Уитмена "Song of Myself").
 


Съемки проводились в сентябре-октябре 2011г., в основном в Канаде.
Список каста был объявлен на официальном сайте  в октябре 2011 г.
В апреле 2012 г. вышел первый тизер-трейлер, полный трейлер вышел в октябре 2012 г.

Мировая премьера состоялась 10 ноября 2012 г., в Хельсинки, Финлядндия.

Холопайнен прокомментировал сюжет фильма так: "Я хотел передать позитивное послание и ощущение "лови день" [carpe diem]. Этот фильм - о радости жить и красоте мира". 

При этом он отрицал, что фильм является автобиографичным, хотя признал наличие сходства в некоторых чертах между собой и главным персонажем Томом Уитменом, а также в наличии в фильме скрытых значений и символов, связанных с группой.
 


Краткий синопсис:

Пожилой композитор, Томас, страдает от тяжёлой формы деменции (старческого слабоумия), впадает в кому и его помещают в больницу.

Его дочь Джем, у которой весьма проблемные и прохладные отношения с отцом, приезжает в больницу и после некоторых раздумий решается подписать отказ от реанимации. Сам Том же в своем коматозном состоянии попадает в мир фантазий, возвращается в свое детство  и ничего не помнит о своей взрослой жизни. Его музыка, друзья, всё его прошлое, включая память о дочери — всё исчезло.

В своих фантазиях маленький Том в сиротском приюте, знакомится с девочкой Энн, говорит ей, что его мама умерла, а отец летчик и он обязательно вернется за ним. У маленького Тома есть небольшой стеклянный шар-сфера, внутри которого заключена танцовщица "Арабеск" в красном одеянии. Мальчик называет ее "Принцессой".

К Тому приходит Снеговик, Мистер Уайт, которого он сам слепил рядом с приютом, и забирает с собой в путешествие - Том летит на спине Мистера Уайта по небу, однако падает и попадает в фэнтезийную страну со странными пейзажами. Там он встречает Джем в возрасте 7 лет, а также старую Энн. Энн предупреждает его о Мистере Уйате, о том, что он должен избегать и опасаться его, потому как тот хочет навредить Томовым светлым воспоминаниям. Том попадет сначала в клуб, где увидит взрослого себя и всю группу, играющих джазовую песню, снова сталкивается там со старой Энн, в то время как преследующий его Снеговик пытается вломиться в закрытую дверь. Том убегает, следуя за Джем, попадет в цирк, где вновь видит себя и играющую группу в  различных странных и страшных образах, на него нападают клоуны, взрослая Джем распиливает голову старому ему и достает оттуда воспоминания в виде бумажных листов, но все прекращается, когда маленький Том видит опять-таки себя взрослого с маленькой Джем в одной из лож, смотрящих на цирковое представление и смеющихся.

После этого маленький Том попадет в одно из своих воспоминаний - он видит себя и своего отца, несчастного и пьющего, явно разбитого из-за потери жены и матери Тома. На столе лежат билеты в цирк, куда отец должен был повести маленького Тома. Параллельно с этим маленький Том видит себя взрослого, держащего фотографию группы в рамке, а затем швыряющего фото на пол,   маленькую Джем, которая приходит к отцу и подает отцу шар с танцовщицей внутри него. Отец Тома, Теодор, достает пистолет и стреляет в себя, одновременно взрослый Том швыряет шар с танцовщицей о стену (танцовщица извивается и корчится) и тот разбивается вдребезги. Теодор Уитмен лежит в луже собственной крови, маленький Том плачет, параллельно маленькая Джем плачет над телом мертвой танцовщицы, теперь в натуральную величину, также лежащую на полу. Маленькая Джем убегает, а маленький Том преследует ее, в процессе пробега они оба взрослеют - Том сначала в 40-летнего себя, а затем и в старика, а Джем - во взрослую себя.

В реальном мире взрослая Джем приезжает в дом отца и сталкивается со старой Энн, которая пытается вскрыть сейф. Джем обвиняет Энн в том, что она и группа пустили по ветру все доходы отца. Энн удается открыть сейф, и она обнаруживает там кучу причудливо исписанных Томом листов. Джем сердится, ей все это напоминает о том, что отец никогда о ней и не думал, а думал лишь о своих песнях, стихах, о танцовщице в шаре - своей Принцессе (шар стоит в комнате на пианино) - балерина должна начать крутиться, если Джем правильно сыграет гамму на пианино. Джем говорит, что он всегда был таким, играл на публику, дурачил и обманывал свою жену, мать Джем, потому что по мнению дочери  для него всегда была первой Энн - и поэтому мать Джем погибла из-за Энн, что Том всегда писал песни для всех, но никогда для своей жены и дочери.

Энн объясняет Джем, что в тот вечер, когда мать Джем попала в аварию и погибла, Том был у нее, но не в том плане, в котором думает Джем. Тогда был плохой период, все шло наперекосяк в группе и в жизни у самой Энн, и Энн пыталась покончить жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток, а Том оказался рядом. После этого группе пришел конец. А попытку самоубийства Энн Том принял очень близко к сердцу - ведь отец Тома покончил с собой, (кстати, Джем даже не знала об этом факте и выяснила это в данном разговоре с Энн). Поэтому, когда Том почувствовал, что становится таким, как его отец перед самоубийством, он оттолкнул от себя Джем и отстранился от нее, чтобы защитить. Джем вместе с Энн начинает собирать исписанные листы отца и складывать их вместе, из строчек образуются причудливые линии, напоминающие американские горки - такие же, как в фантазиях Тома. Из-за снежней бури на улице в доме гаснет электричество, и Джем решает поехать к отцу в больницу, а Энн предлагает ее подвезти.

Между тем в мире грез  игрушечные солдатики  прячут старого Тома в гигантский сейф, чтобы помочь тому укрыться от Снеговика, который все же настигает его, но старый Том начинает писать на полу, состоящем словно бы из гигантских листов бумаги, свои воспоминания, мысли и т.д. Слова начинают испаряться, старый Том оказывается на американских горках и стремительно несется по ним, а Снеговик преследует его. Перед Томом проносятся его воспоминания - как отец подарил ему шар с танцовщицей, как отец лежит в луже крови, как он взрослым играет на рояле,  как он взрослым делает семейный фотоснимок со своей женой и маленькой Джем, как маленькая Джем любуется шаром с танцовщицей, пока он взрослый играет на рояле, что нужно сыграть, чтобы танцовщица начала крутиться и т.д. Снеговик настигает и хватает старого Тома, принимая облик его отца, но Том признает, что  настало время отпустить наконец его и отпускает все свои воспоминания и боли, связанные с самоубийством отца. Старый Том приходит в себя в больнице, Джем и Энн рядом с ним, он успевает примириться с дочерью, которая простила своему отцу обиды, и умирает.

Джем возвращается в дом отца, садится за рояль, обнаруживает, что одна из клавиш дает неправильное звучание, открывает крышку рояля и обнаруживает в рояле медную табличку с гравированной надписью. Она возвращает  табличку на основание шара с танцовщицей, играет правильную гамму на рояле, и танцовщица в шаре начинает крутиться.


Призрак Оперы в "Воображариуме"

Во время сцены  выступления группы Nightwish в мире фантазий Тома, в зловещем цирке с песней Scaretale появляется кровать с больным коматозным старым  Томом. Джем, дочь Тома, взрослая, но одетая в то же девчачье платьице, в котором она  предстает перед зрителями несколько раз по ходу фильма в образе девочки, распиливает пилой черепную коробку Тома и достает оттуда листы бумаги - воспоминания, мысли и т.д. старого Тома, издеваясь и насмехаясь над отцом. В какой-то момент она достает листы, на которых содержатся явно хорошие воспоминания, связанные с нею, и издеваться над отцом прекращает.

Так вот, когда она начинает пилить череп отца, один из участников группы, все тот же Том Уитмен в исполнении Туомаса Холопайнена, играющий на рояле, оборачивается - и видно, что в этом мрачном цирке он предстает в образе Призрака Оперы.

Подробнее о истории проявлений темы Красавицы и Чудовища, а также Призрака Оперы в творчестве Nightwish можно прочесть Здесь>>>

Холопайнен-Призрак Оперы в фильме "Imaginaerum"
Стоит заметить, что секвенция Томас-Призрак Оперы в цирке с клоунами и маленьким мальчиком
несколько напоминает  о сиквеле
Love Never Dies  Э.Л. Уэббера - где Призрак переехал в парк развлечений, деградировал,
Кристину как персонаж опустили ниже плинтуса, а в конце и вовсе застрелили  :).

Стоит отметить особенность данной сцены - перед маленьким Томом предстают различные страшные персонажи - Злая Белоснежка, надкусывающая яблоко, из которого каплет черный сок, потом стекающий с губ этой Белоснежки, злые клоуны, злые цирковые конферансье.

Это все именно персонажи детских страшилок, трансформированные в нечто жуткое вполне детские образы, но вот Призрак Оперы из их ряда сильно  выпадает, потому что он не персонаж детских сказок или фобий, и вообще никак не связан с детством.

Сложность, трагедия, символизм данного персонажа (проблема творческой личности, непохожесть на остальных - как внешне, так и внутренне, несчастная любовь к певице как к женщине и музе) как раз лежит в другой плоскости, не детской, а взрослой. Таким образом, из всех страшных персонажей в сцене Scaretale в фильме  Призрак Оперы является воплощением и визуализацией мыслей-переживаний-чувств именно взрослого Тома.

Причем в фильме имеется еще один символ, достаточно созвучный  теме Призрака Оперы -  танцовщица, заключенная в шар,  имеющая такое важное значение для Уитмена, оживающая в танце при правильно сыгранной гамме, барахтающаяся в нем, как живая марионетка, когда шар разбивают и т.д.


Это интересно:

В фильме, согласно сну Тома, он знакомится с будущей вокалисткой своей группы Энн, когда оба являются детьми. В реальности Холопайнен познакомился с Ользон, когда оба были более чем зрелого возраста. В действительности Холопайнен познакомился с Тарьей Турунен, первой вокалисткой Nightwish, когда они были еще детьми-подростками.

Фотография группы, которую в фильме разбивает взрослый Том Уитмен в исполнении Холопайнена - реальное фото группы Nightwish с Анетт Ользон из промо фото-сета времен Dark Passion Play.
Старая Энн в фильме одета практически так же, как одевалась Анетт Ользон в начале тура Dark Passion Play (особенно полосатые лосины-колготы).
Старая Энн в фильме из всех членов группы единственная, кто остается с Томом до конца, и присутствует при его смерти.
В реальности на момент премьеры фильма  Nightwish уже расстались с Анетт Ользон, причем не дружески, что, в частности, следует из постов Ользон в своем блоге.
Ользон на премьере фильма не присутствовала.

Надпись на табличке, которую Джем возвращает на основание шара, гласит: "G Em".  На музыкальном языке это означает переход из соль в ми минор. Именно это играет Джем на рояле, заставив танцовщицу крутиться.
Имя на английском Джем пишется как Gem.

В фильме в мире фантазий на Томе на шею надет компас - отсылка к строчке из песни Nemo с альбома Once: "This is me for forever/One of the lost ones/The one without a name/Without an honest heart as compass".

Название больницы, в которой лежит умирающий Том Уитмен — «Poet County General Hospital». Это отсылка к клипу на песню Lift финской  рок-группы Poets Of The Fall, снятому режиссёром фильма Стобе Харью. В нём участники группы предстают в образе заключённых некоей вымышленной тюрьмы «Poet County Jail».

Бюджет фильма  4,275,000 долларов  США (по данным imdb и кинопоиска). Фильм был встречен критически в Финляндии, но получил более положительные отзывы в других странах.
В прокате коммерчески фильм провалился.

В России премьера состоялась 6 июня 2013 г., на премьеру приезжали лично Туомас Холопайнен и Марко Хиетала.

В рунете некоторые отечественные рокеры и металисты шутливо окрестили фильм следующим образом "фильм о Туомасе Холопайнене от Туомаса Холопайнена  для Туомаса Холопайнена".



Итоги:

Стоит отметить, что женские образы в данном фильме вообще несут в себе всевозможные негативные эффекты разной степени выразительности (или связаны с ними), и вокруг них закручиваются всевозможные проблемы и конфликты - мать Тома умирает, что приводит к самоубийству отца Тома  на глазах у мальчика , вокалистка группы пытается покончить жизнь самоубийством, что причиняет боль Тому и приводит в конечном итоге к распаду группы, жена Тома (которая носит чисто служебное значение - у нее даже нет имени, ее показывают лишь мельком на фотографии и в сцене воспоминаний, она своего рода суррогат, функция) погибает в автокатастрофе, что  сказывается на Томе и на дальнейших его взаимоотношениях с дочерью Джем, танцовщица в шаре, Принцесса как он ее называет, своего рода воплощение мечты - разбивается/умерщвляется руками Тома, когда он дает выход накопившейся боли, дочь Джем большую часть жизни отстранена от отца и в его фантастических снах распиливает ему черепную коробку пилой...

Сам фильм в целом оставляет двойственное впечатление. С одной стороны в нем хорошие спецэффекты, красивая графика, замечательные сюрреалистические пейзажи и образы (Снеговик получился действительно макабрическим, особенно когда стал подтаивать и его изъеденный лик стал похож на лик черепа-Смерти), хайлайтом безусловно является жутковатая и яркая по выразительности сцена Scaretale, с другой стороны предсказуемый и вторичный сюжет, местами рыхловатый сценарий и диалоги, разноуровневая актерская игра.

Для поклонника Nightwish, а также музыкальных фильмов и мюзиклов музыка группы удивительным образом задвинута в фильме на вторые планы (вообще непонятно, как фильм ухитрился обозначаться как мюзикл, двух сцен в фильме для этого явно недостаточно), хотя, казалось бы, именно музыку прежде всего ожидаешь получить в таком проекте, и ради нее стоило все затевать, а для обычного кинозрителя многие нюансы, намеки и символы в фильме останутся вообще непонятными, они все предназначены для знающих творчество и историю группы.

Такое впечатление, что данный проект так и не решил, чем ему быть - полноценным  фильмом или же одним очень большим музыкальным клипом.

27 октября 2013г.


Автор страницы: Анастасия

Источник информации:
Фильм "Imaginaerum", 2012
Информация о фильме на
imdb
Информация о фильме на Кинопоиске


На верх страницы

На страницу
"Ассоциации и намёки "на тему " в фильмах"

Другие музыкальные воплощения Призрака Оперы.
Группа Nightwish.


© 2002 - 2013 Fandrom.Ru | Все права защищены | Ресурс рекомендован для всех возрастных категорий