He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

Дороги Эрика.

Париж Эрика. Город и события.
(Erik's Paris. City & events)


Каким был Париж в то время, когда в нём жил Эрик... На жизнь в "столице мира" Гастон Леру отвёл Эрику около 20-ти лет, может быть, чуть больше. Для человеческой жизни срок немалый. В романе автор не упомянул точной даты приезда своего героя в столицу Франции, но поскольку строительство Гранд Опера началось в 1862 году, а Эрик "выполнил кое-какие работы для фундамента Оперы", то обычно в хронологических построениях считают, что он появился в Париже не позже этого срока. Однако термин "кое-какие работы для фундамента" довольно расплывчат, он может не подразумевать всего нулевого цикла строительства здания. Выемка котлована для фундамента театра  заняла значительное время, тем более мы знаем, что уже на этом этапе столкнулись со значительными трудностями - водоносными слоями, - и рытье котлована продолжалось дольше обычных типовых сроков. Эрик же занимался работами, связанными с каменной кладкой, и мог присоединиться к строительству несколько позже, но всё же я беру за отправную точку пребывания Эрика в Париже время не позже 1861-62 гг.  

Леру полностью скрыл от читателей всю жизнь Эрика в период его пребывания в Париже, ограничившись уже даже не  абзацем, как в отношении его жизни на Востоке, а несколькими словами. Что ж, предположения о том, чем занимался Эрик кроме строительных подрядов и как он организовал свою жизнь до того, как поселился в подвалах Оперы - это тема для романов-приквелов, а город Париж в это время жил своей жизнью...


Сразу оговорюсь - размах масштабов описания Парижа того времени, да ещё на протяжение двух десятков лет (в этот период вписались и генеральная реконструкция и перестройка Парижа,  франко-прусская война и осада,  Коммуна и изменение государственного строя) - границ не имеет.

Безусловно, если человек жил в городе, то фактически можно описывать практически любой уголок этого города, массу зданий и учреждений этого города, существовавших в то время, поскольку он мог если не бывать там, то проходить мимо или хотя бы раз о них подумать. Тут недалеко до абсурда и  главное вовремя себя осадить, чтобы не погрузиться в многотомные трактаты, начиная с подробной истории Лютеции. Поэтому я хочу дать общую картину Парижа того времени, образ Парижа, его характер, присущий тому времени. Но в свете книги Леру...


Историческая справка:

* 1830 - 1848 гг. - время правления короля Луи-Филиппа;

* 1848 - 1852 гг. - Вторая республика, президентство принца Луи-Наполеона;

* 1852 - 1870 гг. - Вторая империя, провозглашение принца-президента императором Наполеоном III;

- 19 июня 1870 г.- начало франко-прусской войны; 1 и 2 сентября - поражение армии Мак-Магона при Седане, взятие императора в плен, падение империи и провозглашение республики с временным правительством национальной защиты (Gouvernement de la defence nationale);
 

* с 4 сентября 1870 г. - Третья республика; в середине сентября - начало осады Парижа немецкими войсками, в конце января 1871 г. Париж принуждён был сдаться, 26 февраля 1871 г. в Версале был заключен предварительный мир,  наполеоновская династия единогласно объявлялась низложенной; потери Франции в войне как экономические, так и людские были громадны;
 

* заключение между монархистами и республиканцами Бордосского договора и перенесение управления в Версаль возбудили у населения Парижа подозрения, что предпринимается учреждение реакционной монархии. Коммунары, уже волновавшиеся во время осады, снова восстали и на этот раз одержали победу над войсками, которые принуждены были оставить город. В Париже была провозглашена Коммуна, жестоко подавленная правительственными войсками в конце мая 1871 г.

Итак, подведем краткий итог:

Время блестящей роскоши и эйфории Второй империи завершается рядом трагических событий.  1870 г. - это "грозный год": Франко-Прусская война. Имперская армия капитулирует в Седане, оставляя Эльзас-Лотарингию; Наполеон III взят в плен; прусские войска окружают Париж. Беспомощная Франция становится свидетелем аннексии Рима Италией. Страна переживает тяжелейший политический, социальный и нравственный кризис. Кровавый эпизод
Парижской Коммуны в мае 1871 г., когда погибло 30 000 человек, лишь усугубляет этот кризис.

Эти временные рамки, установленные Леру,  включают в себя время жизни Эрика, родившегося, судя по всему, в начале 1830-х гг. Мне представляется вероятным период с 1832 по 1834 г.

На работу по сооружению Дома за озером - собственного обиталища в подземельях Гранд Опера - у Эрика, таким образом, было около 11 месяцев максимум, так как в романе сказано, что он "продолжал работать втайне и в одиночку,  когда работы были официально приостановлены во время войны, осады Парижа и Коммуны".

Что ж, в одиночку отделать квартиру вместе с полной инфраструктурой, сантехникой и электропроводкой за такой срок вполне реально. Но лениться не приходится  ;)


Имя Эрика, Призрака Оперы, неразрывно связано с Гранд Опера. Естественно начать разговор о Париже Эрика прежде всего с окрестностей этого величественного здания, находящегося в IX-м правобережном округе Парижа. В него входят кварталы Сен-Жорж, Шоссе-д'Антен, Фобур-Монмартр, Рошешуар. Главными  достопримечательностями, согласно туристическим справочникам, считаются Опера Гарнье и Музей Гревэн.

Подробно и много, с фотографиями,  о них рассказано на отдельных страничках

Grand Opera'>>>,   Grand Opera'1882>>>   и   Музей Гревэн>>>

Опера стала частью грандиозного проекта переустройства Парижа в XIX веке благодаря созданию нового квартала. В этом отношении прокладка авеню Оперы должна была не только открывать перспективу новому зданию, но главным образом связать строящиеся новые кварталы столицы (VIII и XVII округа) и старые кварталы Пале-Рояля, которые отделяли друг от друга Большие бульвары.

Увеличить иллюстрацию
Вид Гранд-Опера с высоты птичьего полёта.
(Честно говоря, я не совсем понимаю, как можно гулять по такой крыше)
Если стоять лицом к главному входу, то с левой стороны Оперы проходит улица Скриба,
на которую выходит решетка калитки Эрика  в подземелье. Справа - улица Галеви.

Фотографию можно увеличить, кликнув на ней.
 


 

Барон Османн.
Дагерротип Д.Ф. Милле, 1850 г.

Император Наполеон III

 

Вкусы императора Наполеона III  находились под заметным английским влиянием. Это определило его урбанистические преобразования в Париже, которым он предался с большим пылом. Каждый день в Тюильри император принимает префекта Парижа барона Османна, и в 1850 г.

Наполеон и Османн решают проложить широкие транспортные артерии, которые облегчат движение экипажей и ввод войск.  Цель программы урбанизации, изменившей облик Парижа, состояла в том, чтобы обеспечить безопасность, гигиену и движение в городе благодаря радиальным широким улицам, которые расчистят центр, и концентрически расположенным бульварам, которые свяжут друг с другом окраины.

Благоустраивается остров Сите и квартал Рынка, чтобы справиться с наплывом сельского населения в черту Парижа вводятся пригороды и создаются 20 округов, где скоро возникают административные и школьные инфраструктуры. Префект Османн преобразует Париж в современный город с бульварами и проспектами, застроенными каменными домами, обсаженными деревьями, украшенными скверами, парками и великолепными памятниками.

С помощью геолога Бельграна барон Османн оборудует сеть подземных трубопроводов, позволяющих сливать промышленные воды, проводит на этажи воду, газ (а затем и электричество). Скверы, парки и леса Парижа планировались при участии инженера Альфана.

Начало работ по реконструкции Парижа. Прокладка Севастопольского бульвара. Этот проспект - один из первых, что были проложены в эпоху Второй империи - потребовал сноса множества зданий между улицами Сен-Дени и Сен-Мартен. Старая гравюра.
 

 

Авеню Оперы. Старое фото. Проложенное в 1876 г. авеню - это связующее звено между старыми  кварталами Пале-Рояля и новыми кварталами, которые тогда строились позади площади Оперы.  В конце авеню видно здание Оперы. Справа и слева - типичные многоквартирные "османновские" дома. Так всё выглядело, когда  Эрик здесь ходил.
 

 


Так выглядели парижанки.
Мода. 1870.

 

 

Парижанка. Мода. 1883.

"Бульвар Капуцинок".Ж.Беро. Жан Беро - художник, который больше всего рисовал бульвары.

На этой картине - вид бульвара Капуцинок таким, каким он был в 1889 г. у театра "Водевиль", на углу улицы Шоссе-д'Антен. Городское оборудование, состоящее из газетных киосков и афишных колонн Морриса, было установлено по инициативе Османна.


Cafe de la Paix.
Построенное в 1863 г. по проекту Армана, архитектора Гранд-Отеля, это кафе расположено на  площади Оперы, рядом с  Гранд Опера.

 

 

 

Большие бульвары тянутся от площади Республики до площади Мадлен. Это бульвары Сен-Мартен, Сен-Дени, Бон-Нувель, Пуассоньер, Монмартр, Итальянцев, Капуцинок и Мадлен.

В XIX веке первыми на бульварах обосновались театры. Затем последовали Опера, рестораны и кафе. Здесь бурлила светская жизнь. От того времени уцелело лишь Cafe de la Paix.

Его интерьер с зеркалами, колоннами под мрамор, плафонами с нарисованными облаками и мифологическими фигурами  создал Шарль Гарнье. Вряд ли Эрик бывал в нём, но мимо освещенных витрин поздно вечером наверняка прогуливался.

На  террасе Cafe de la Paix любили сидеть парижане. Вот они, на фото конца XIX-го века. Парижские кафе были для парижан ареной общественной жизни.

 

 


Пройдя от Гранд Опера по бульвару Капуцинок  можно попасть в квартал Мадлен. Это тихий квартал в VIII-м округе Парижа. В нём, там, где сходятся бульвар Капуцинок и улица Троншетт, на площади Мадлен находится католическая церковь Мадлен, выглядящая как античный храм.

Эта церковь упоминается в романе Леру, с ней связаны мечты Эрика. Именно там он мечтал обвенчаться с Кристиной Дааэ.

 

 

Снаружи церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен) - или Сент-Мари-Мадлен - выглядит совершенно как греческий храм.

 Это строение вполне могло бы и не стать церковью.

История её строительства крайне беспокойна и связана с историей площади Согласия, которую церковь дополняет в перспективе. Построить её было решено при Людовике XV, в 1759 г., работы начались в 1764 г., сначала под руководством Контана д'Иври, потом Кутюра.

Во время революции строительство было приостановлено.  После революции ещё строившееся здание чуть было не передали Бирже или Коммерческому суду. В 1806 г. Наполеон Бонапарт решает придать зданию форму античного храма во славу Великой армии - храм французской воинской славы.  Работы были поручены архитектору Виньону.

В эпоху Реставрации Людовик XVIII вернул храму его религиозное назначение. Он предназначал здание под приходскую церковь, но строительные работы под руководством Ж. Юве были завершены только в 1842 г. Церковь Мадлен стала церковью в форме латинского креста, встроенного в греческий храм, со всех сторон окруженный колоннами коринфского ордера.

В 1842 г. церковь освятили. 20 октября 1849 г. на похоронах Фредерика Шопена в церкви присутствовал "весь романтический Париж".

Фронтон церкви работы скульптора Ф.-А. Лемера изображает Страшный Суд.

В интерьере один неф освещается тремя куполами, и колоннами поделен на три пролёта.

Церковь внутри украшена скульптурами Рюда, Прадье, Ф. Дюре, А. Бари и А. де Пюжоля. Здание имеет внушительные размеры: 108 м в длину, 43 м в ширину, 30 м в высоту.

Интересно, что крест установлен перед церковью, на площадке перед ступенями, поскольку на фронтоне античного храма крест не смотрелся.


 


 


 


 

NORD DU MONDE (NORD) - Северный парижский вокзал  - .
(
На фронтоне - аллегорические статуи Лондона и Вены)

С этого вокзала, по версии романа Леру, Кристина Дааэ и Рауль де Шаньи могли уехать в Стокгольм, а оттуда в Норвегию и прочую Скандинавию.
 Автор романа также хотел сесть и уехать:
"когда-нибудь, может быть, я сяду в поезд на том вокзале и отправлюсь в поисках счастья... когда-нибудь, может быть, своими собственными ушами услышу одинокое эхо Севера Мира, вторящее песне той, что знала Ангела Музыки".

Право, гораздо лучше было бы слушать эхо голоса самого Ангела Музыки, а не той, что бежала от него, как чёрт от ладана... ИМХО :(

 

Центральный зал Северного вокзала.

* Вокзал обслуживает северные пригороды и линии на Булонь-Кале, Аррас-Дюнкерк, Брюссель, Амстердам, Берлин, Лондон, Стокгольм.
 

* Вокзал был построен в 1861 - 1864 гг. архитектором Жаком Игнацием  Гитторфом. Монументальный фасад, обрамленный двумя крыльями и украшенный пилястрами с карнизами ионического ордера, имеет в длину 180 м.
 

* Он освещается большими стеклянными проёмами центрального свода и двумя боковыми сводами, которые опираются на металлический каркас и чугунные опоры с капителями коринфского ордера.
 

* На крыше установлены аллегорические статуи работы Кавелье и Гюмери, изображающие Париж (в центре) и иностранные города, в которые можно попасть с этого вокзала.
 

* На первом этаже высятся колонны дорического ордера, на вершинах которых установлены статуи, олицетворяющие главные города севера Франции.
 

* В эпоху Второй империи Северная железнодорожная компания запустила "серии" - светскую, ученую, военную и т.д. - поездов, которые привлекали различные социальные категории населения.

 

Так выглядели локомотивы, бегающие по железнодорожным путям Франции.
Фотография 1880 г.


 

Краткая историческая справка:
 

История Коммуны двумя напоминаниями связана с Монмартром.
 

Этот холм, присоединенный к Парижу в 1860 г., умел привлекать к себе внимание. Он играл роль стратегической точки города и служил средой обитания для самой богемной публики. Именно там начался первый эпизод Парижской Коммуны.
 

Когда по требованию Тьера 18 марта 1871 г. армия пыталась вновь завладеть 171 пушкой, которые национальные гвардейцы свезли на холм, чтобы сопротивляться перемирию, вмешалась толпа. Коммунары захватили генералов Леконта и Тома и расстреляли их. Бои моментально разгорелись по всему Парижу.
 

Логичным кажется, что там же, на холме Монмартр была построена базилика Святого Сердца Иисусова (Сакре-Кёр), которая должна была вымолить искупление прегрешений нации - Национальное Искупление. Парижский негоциант Александр Лежанти, удалившийся на время войны в Пуатье, даёт клятвенный обет построить церковь на месте Парижской Оперы(!) - "символа упадка". Вот так история Сакре-Кёр неожиданно коснулась истории Оперы...
 

Обет Лежанти, быстро ставший известным, в 1872 г. получил поддержку архиепископа Парижского, его преосвященства Гибера.

Комитет по осуществлению Национального Обета пытался добиться принятия закона, который признал бы это строительство общественно полезным. Вопрос вызвал бурные дебаты в Национальном собрании, широкий общественный резонанс. К счастью, церковь решено было построить, оставив в покое Парижскую Оперу - на холме Монмартр, на самой высокой точке Парижа.

 


Базилика Сакре-Кёр. Несмотря на значительность заказа в конкурсе участвовало только 78 проектов, на 100 меньше, чем в конкурсе на здание Оперы. Видные деятели воздержались от участия. Первую премию присудили  архитектору Полю Абади. Строительство началось 16 июня 1875 г., и длилось долго - до 1919 г. Купольный храм в романо-византийском стиле - базилика, строилась по Национальной подписке и подразумевала паломничество.

Фотография 1890-х.

Монмартр. Ресторанчик "Проворный кролик" (Au Lapin Agile). Находится на улице Плакучих Ив. Получил своё название от карикатуриста Андре Жиля, который нарисовал его вывеску. "Кролик Жиля" быстро превратился в "Проворного кролика" - Agile означает ловкий, проворный. Раньше кабачок назывался "Кабаре убийц". Излюбленное место посещений многих художников.

Фотография конца 1880-х гг. Типичный для Монмартра вид.


Улицы Парижа.

Несколько фотографий.

Так выглядит типичный многоквартирный дом, множество которых было построено в период османновской реконструкции Парижа.

 

 

 Османн навязал застройщикам драконовские требования к строительству жилых домов: фасады должны были быть одинаковой высоты из тесаного камня, существовал запрет  на части здания, выступающие над улицей, предписывался умеренный декор и настоятельно рекомендуемое единство стиля зданий.

 Как строительный подрядчик Эрик, конечно, хорошо был знаком с этими требованиями.

Изобретение в 1860-х гг. лифта изменило иерархию этажей. Если раньше больше всего ценился третий этаж, то теперь он теряет свой привилегированный статус в пользу более высоких этажей.

В 1850 - 1870 гг. огромное количество жилых домов, построенных по единому образцу, изменило облик столицы.

 

Увеличить иллюстрацию
 

Это рисунок многоквартирного жилого дома в разрезе.
Чтобы рассмотреть, рисунок лучше увеличить, кликнув на нём.

В типичном жилом доме XIX века существовало прямое соответствие между социальным статусом жильца и этажом, в котором он жил: на первом этаже располагались торговые помещения, комната консьержки.
 

На втором этаже квартировали жильцы из буржуазного сословия,
на третьем - ростовщики, четвертый - этаж рабочего и его семьи, тогда как под крышей ютится одинокая гризетка и бедный художник.
 

Вплоть до XX-го века жилые помещения под цинковыми крышами, слишком холодные зимой и слишком жаркие летом, отводились обслуге дома и бедным жильцам; они назывались "комнаты гризетки".

 

  Музей романтической жизни.
В бывшем владении художника Ари Шеффера располагается ныне экспозиция, воссоздающая время 1830 - 1850 гг., эпоху Луи-Филиппа.

 

Как мы знаем, одна из комнат в Доме за озером у Эрика была обставлена в стиле Луи-Филиппа.

 Вот как её описывает Кристина Дааэ: "Открыв глаза, я увидела, что лежу в кресле посреди просто обставленной комнатки, где стояла обычная кровать из красного дерева, с обтянутыми тисненым шелком стенами, с лампой, стоявшей на мраморной крышке комода в стиле Луи-Филиппа".

Стиль Луи-Филиппа, как его именуют во Франции, или иначе неорококо, зародился во Франции и здесь его рассматривают как запоздавший "королевский стиль". Он распространился и в королевских дворцах, и в буржуазных домах. Несмотря на название он характеризуется, с одной стороны, "буржуазной экономностью" по сравнению с оригинальным рококо, а с другой эклектичностью. В Англии ему соответствует ранний викторианский стиль.

Мода на стиль Луи-Филиппа продержалась примерно до 1860 г.

В интерьерах в стиле Луи-Филиппа предпочтение отдаётся прямым линиям корпусной мебели и гнутым линиям мебели для сидения, темной ореховой древесине, красному и розовому дереву, шелковым обойным тканям и драпировкам. Ткани играют важную роль, в декор проникают восточные узорные мотивы, особенно в коврах и мебельных тканях. В рамах для картин и зеркал используют широкие позолоченные накладки с мотивами рококо, их именуют "рамами Блонделя".

Шкафы небольших размеров, комоды с дверцами, диваны и кресла с высокими спинками, а также небольшие одноопорные столы были особенно популярны.



Османновские жилые дома.

Мансарды стали в них неотъемлемой частью, создающей характерный облик Парижа. Крыши покрыты цинком, это тоже одна из отличительных черт Парижа, возникшая во второй половине XIX века. Цинк недорогой и прочный  материал.

С крыши Оперы Эрику открывался такой вид на Париж.

Аркады улицы Риволи. Улица была проложена в 1802 г., дублировала очень старую улицу Сент-Оноре и позволяла пройти от Пале-Рояля на площадь Согласия под прикрытием аркад. Жилые дома, строившиеся на ней, должны были иметь одинаковые фасады: первые этажи, соединенные аркадами, и над ними три этажа, верхний из которых под выпуклой крышей.

На этой улице Леру поселил Перса, и именно сюда к нему приходил последний раз Эрик, а через тридцать лет и журналист, собирающий материалы о Призраке Оперы.

Сад Тюильри. Он находится рядом с улицей Риволи.
Помните, окна квартиры дароги выходили на сад Тюильри, и
"...Перс подошёл к окну, распахнул его и, преисполнившись жалости,
старательно устремил свой взор на верхушки деревьев в саду Тюильри,
чтобы не видеть лица Эрика"...

Наверное, он мог видеть примерно такую идиллическую картину - в аллеях сада Тюильри
встречалось высшее парижское общество и играли дети, гуляющие со своими гувернантками.


Пассаж Шуазель.

Собственность банкиров Малле. Был построен в 1827 г. В Пассаже находится вход в театр "Буфф-Паризьен", названный так Оффенбахом, когда он купил театр в 1855 г.
Фотография конца 1880-х гг.

Напоминаю, что музей Гревэн - Дворец зеркальных миражей - находится также в пассаже - пассаже Жуффруа.
(О нём - на отдельной странице)

  Для Парижа всегда были характерны крытые Пассажи.
Первые пассажи появились в конце 18-го века, и все они находились на правом берегу Парижа, в центре экономической жизни столицы.

В пассажах размещаются магазины, кондитерские, кафе-кондитерские. В пору их расцвета в начале XIX века количество пассажей в городе доходило до 240, после градостроительных работ Османна уцелело около 30.

Расположенные в городе, но хорошо укрытые от шумного уличного движения, пассажи давали возможность сделать небольшую остановку. Они представляли собой защищенные места, отапливаемые и освещаемые, чего нельзя было сказать о многих парижских улицах, на которых прохожий мог быть сбит фиакром или увязнуть в грязи.

"В городе роскоши и фланирования без цели, в котором было неприятно, даже опасно рискнуть выйти на улицу, толпа праздношатающихся должна была устремиться в те редкие места, которые предлагали ей возможность задержаться перед магазинами, не опасаясь толкотни или несчастного случая. Этим и объясняется... увеличение количества крытых пассажей", - отмечал Луи Себастьен Мерсье в своих "Новых картинах Парижа".

 

На фотографии справа - так называемая водоразборная колонка Уоллеса.

Эти колонки, которые в 1872 г. сэр Ричард Уоллес преподнёс в дар Парижскому муниципалитету, позволяли прохожему утолять жажду. К колонке были приделаны питьевые кружки на цепочке. Позднее кружки были сняты из-за соображений гигиены.

Сомневаюсь, что брезгливый Эрик, в квартире которого под Оперой  было 2 ванные комнаты, пил из общих уличных кружек. ;)

 

Улица Парижа в 1872 г. Старая гравюра.

  Сотни километров коридоров, расположенных под Парижем на глубине от 5 до 35 метров, образуют огромный лабиринт; эти лабиринты унаследованные от Средневековья, занимают недра нескольких Парижских округов. Вторая сеть - это система подземных тоннелей длиной 2 100 км., проложенных с целью очистки улиц и водоснабжения.

Префект Османн поручил инженеру Бельграну строительство всех водоочистных сооружений Парижа. Он превращает дренирование всех сточных и дождевых вод в современную систему, которая используется и в наши дни.

Парижские подземелья использовались пивоварами, оборудовавшими здесь свои погреба, а также шампиньонницами, растящими тут знаменитые парижские шампиньоны. Во времена античности христианские обряды отправлялись в парижских катакомбах, здесь сохранились подземные часовни.

Кроме того, в катакомбах складывались останки, поступающие с кладбищ, например с кладбища Невинных. Во времена Парижской революции здесь было похоронено много жертв революции.

Прямо черепа из сцены "Аукциона" мюзикла ALW.

Фонтан Марии Медичи

Многие большие скульптурные фонтаны, которые сегодня украшают Париж, были построены в XIX веке, особенно во время Второй империи. Этот фонтан, построенный гораздо раньше, был в 1864 г. перенесен на другое место, а архитектор Жизор пристроил перед ним длинный бассейн, а также установил в нишах статуи, в том числе скульптурную группу работы Оттена, которая изображает Полифема, обезумевшего от горя при виде любимой им Галатеи в объятиях молодого Ациса. Полифем, скорчившись, в отчаянии смотрит на парочку сверху. Как Эрик с лиры Аполлона... (Ох уж эта мифология, в ней найдутся все жизненные ситуации...)


А теперь немного о городских происшествиях. Конечно, в Париже каждый день случались десятки происшествий, как мелких, так и крупных.

Они освещались газетами и журналистами, такими, как Гастон Леру.

О падении противовеса в Гранд Опера, случившемся в 1897 г., рассказано на страничке "Эрик, Ангел Музыки", так как он обыгран Леру в романе.

Я хочу рассказать ещё об одном, так или иначе эта масштабная катастрофа связана с романом, возможно послужив одним из толчков, инициирующих воображение писателя, или хотя бы только в иллюстрациях к нему.

Об этом, если вам интересно, вы можете узнать на страничке

Катастрофа Базара милосердия>>>

 



И, наконец, мне хочется представить себе людей, живших в Париже в те годы.
Какими они были, как выглядели?

Я постараюсь сделать это здесь.
Прошу на страничку

 "Париж Эрика. Парижане>>>

 


 

12 марта 2006 г. Материал дополнен 25 марта 2006 г.


Автор: Mary

Источники информации:
"Париж. Иллюстрированная энциклопедия". Larousse de Paris, Paris 2004.

Путеводитель по Парижу и личные впечатления автора.
HATS. 1998. Pepin Press Design Book. Amsterdam.
Margit S. Oltozkodes rovid tortenete. 1970. Corvina.


Дороги
Эрика

Эрик
Ангел Музыки

Творец
Призрака

Роман
Леру

Grand
Opera'

Grand Opera'
1882

Продолжатели


© 2002 - 2013 Fandrom.ru | Все права защищены| Сайт рекомендован для просмотра всем возрастным категориям