He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   


 Время Эрика: реалии технического прогресса.

 




Когда читаешь о каком-то историческом периоде, всегда интересно, каковы были реалии бытовой жизни и  какими техническими приспособлениями могли бы в то время пользоваться герои этого литературного произведения?  А какими нет? Это создаёт перед читателем реальную картину описанной жизни.

Так и возникла эта страничка, тем более, что автор её написала и опубликовала роман-сиквел, фэнфик к роману Гастона Леру под названием "Ангел Музыки, или Частная жизнь Жизели", в котором также упоминаются реалии времени. После публикации книги я не раз получала вопросы от читателей относительно того, были или нет те бытовые приборы, что упоминались в романе, действительно уже изобретены в описываемое время, или я приписала их изобретение Эрику?

Итак, посмотрим...

...ЧТО В СОСТОЯНИИ БЫЛ СДЕЛАТЬ ЭРИК, ПРИЗРАК ОПЕРЫ,
В КОНЦЕ 1870-Х - НАЧАЛЕ 1880-Х ГОДОВ XIX ВЕКА?

- путешествовать по железной дороге - первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком (однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелую машину). В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Джордж Стефенсон, который в 1812—1829 гг. не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую железную дорогу из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз.
Создание железнодорожной сети привело к взрывному росту промышленности с середины XIX века, особенно металлургической. Во многом, именно изобретение паровоза дало толчок к созданию того мира, в котором мы сейчас живем.


Паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер—Ливерпуль.


Курьерский паровоз Фонтеня.

***

- любоваться узорами в калейдоскопе и использовать принцип зеркального калейдоскопа - считается, что калейдоскоп изобрел английский физик Дэвид Брюстер в 1817г., хотя у нас в России калейдоскоп появился в конце 18 века и изобрел его великий русский ученый М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения. Три его калейдоскопа в настоящее время хранятся в Эрмитаже. К сожалению, изобретение Ломоносова не было запатентовано, т.к. закон о патентах был принят в России только в 1812 году.

Во время своих экспериментов по поляризации света Брюстер обратил внимание, что осколки стекла, помещенные в трубу с зеркалами, создают чудесные симметричные узоры, отражаясь в зеркалах. Узор менялся в зависимости от того, под каким углом зеркала располагались друг к другу, а также от того, какое количество зеркал использовалось.
После публикации «Трактата о калейдоскопе», написанного Дэвидом Брюстером, изобретение стало чрезвычайно популярным, калейдоскопом сразу увлеклась вся Европа, хотя в начале своего существования он не считался игрушкой. Ведь первоначально калейдоскоп создавался Брюстером как научный прибор.

Почти сразу же после изобретения устройства началось практическое применение калейдоскопа. Им пользовались художники, создававшие декоративные узоры для тканей, обоев или ковров. Особенно значительные успехи в составлении узоров для тканей с помощью необычного инструмента приходятся на конец 19 и начало 20 веков. «Калейдоскопические» мотивы встречаются в работах русских и западно-европейских художников.
В наши дни изобретен прибор, с помощью которого можно фотографировать узоры калейдоскопа и таким образом механически разрабатывать всевозможные орнаменты.
Калейдоскоп создает узоры поразительной красоты, и, пожалуй, даже фантазии самых плодовитых художников не смогут соперничать с изобретательностью калейдоскопа, ведь только в калейдоскопе с 25-ю узорообразующими элементами узор не повторяется  в течение 500 млн. лет!

***

- ездить в омнибусе - в 1827 г. француз Жак Лаффит открыл несколько омнибусных маршрутов в Нанте. Именно он выдумал термин "омнибус" (omnibus, в переводе с латыни - "для всех"), в том же году омнибус появился в Америке на Бродвее в Нью-Йорке, с 4 июля 1829г. началась история британских омнибусов;


Гравюра из газеты "The Illustrated London News" по картине Уильяма Игли "Омнибусная жизнь в Лондоне", 1859


Рисунок из журнала "Панч", 1888г.

***

- стрелять из револьвера - изобретён американским полковником Самюэлем Кольтом (Colt) в 1831г.. Первоначально многоствольный пистолет, затем одноствольный с вращающимся позади ствола барабаном, несущим заряды.


Револьвер Кольта. 1873г.

***

- использовать при рытье котлована для Гранд Опера ковшовый экскаватор - изобретён в 1832-1836гг. американцем Отисом (паровой одноковшовый);

***

- отправить телеграмму - электрический телеграф запатентован в 1837г., американец Сэмюэл Финли Бриз Морзе изобрёл свою знаменитую "азбуку Морзе";

***

- сфотографироваться и сфотографировать - первую фотографию сделал Жозеф Нисефор Ньепс в 1822г.; в 1834г. Уильям Генри Фокс Тальбот впервые выступил с обоснованием негативно-позитивного процесса в фотографии, названного им позже "калотипией", и получил негативное изображение на бумаге, помещённой в фотографической камере;
в 1839г. фотографический процесс стал широко известен в связи с именем Дагерра,
получившего изображение на металлической пластинке. В том же 1839 году Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Королевском обществе (Академия наук в Англии) свой доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, того самого гипосульфита, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории.
Первая студия фотографии в Париже была открыта Феликсом Турнашоном (Надаром) в 1852г.;


Альфред Гревэн. Великий Надар. Около 1870 года. Гравюра на дереве.
Энергичный и общительный, друг художников, известный многим, кто заходил в его студию фотографироваться, Надар был объектом для смешных рисунков и карикатур в прессе своего времени.


Первая коммерческая фотокамера (дагерротип).
Собрана Альфонсом Жиро в Париже 19 августа 1839г.


Фотокамера на штативе.


Фотобинокль для детективов (1867г.)
Изобретатель - Октав Никор (Франция).
В барабане - 50 светочувствительных пластинок.

 

***

- собирать коллекцию эротических и порнографических фотографий - уже в 1851г. ученик Дагерра Феликс Жак-Антуан Мулен был обвинен в создании дагерротипов, на которых были сфотографированы реальные обнаженные тела. С распространителей подобной продукции взыскали  штраф, однако процесс пошёл неудержимо, ничто не могло остановить возрастающее любопытство публики к жанру «ню» и первым опытам порнографии в фотографии.

Фотографы, работавшие в этом жанре, всячески следовали живописной традиции изображения натуры. Так наиболее популярными сюжетами стали «Три грации» и «Венера перед зеркалом». Фактически это было любование красотой женского тела, но момент документальности по тем временам был настолько шокирующим, что цензоры немедленно забывали о каком-либо художественном аспекте. Для усиления эффекта достоверности в жанрах всевозможных «ню» вскоре стали использовать стереоскопический эффект, снимая натуру с двух точек зрения. Помещая снимки в специальный прибор с линзами, люди любовались формами, приобретающими на их глазах объёмность. В 1850-1860-е годы стереоскопические фото печатались в формате «cart-de-visit», то есть 5,7 х 9 см.

Вскоре стали популярными "натуральные" и "жизненные" мотивы, например обыгрывались ситуации, якобы запечатлевавшие сам процесс фотосъёмки "ню", что  воспринималось как ещё более пикантное положение.

Фотографии c 1860-х годов порой слегка подкрашивались от руки анилиновыми красками.  Фотографии нередко помещались в паспарту с тисненым орнаментом по краям, что как бы придавало им статус произведения искусства.

***

- применять анестезирующее, успокаивающее, растормаживающее и усыпляющее действие хлороформа - хлороформ ((он же трихлормета́н или метилтрихлорид) — химическое соединение с формулой CHCl3, в нормальных условиях является бесцветной летучей жидкостью c эфирным запахом и сладким вкусом.

Хлороформ был впервые получен в 1831 году (независимо друг от друга) в качестве растворителя каучука Самуэлем Гутри (Samuel Guthry), затем немецким химиком Юстусом фон Либихом (Justus von Liebig) в Эссене и Евгением Суберейном (Eugene Soubeiran) в Париже. Формулу хлороформа установил французский химик Жан-Батист Дюма (Dumas). Он же и придумал в 1834 г. название хлороформу.

19 января 1847г. выдающийся шотландский акушер и хирург Джеймс Янг Симпсон (James Yuong Simpson, 1811–1870), молодой профессор кафедры акушерства в Эдинбургском университете, впервые использовал хлороформ для общего наркоза во время приёма родов. С этого момента хлороформ стал активно применяться как в родах, так и для обезболивания хирургических операций.

Досужие репортеры поинтересовались у профессора, как ему удалось открыть чудесные свойства паров хлороформа? На что Симпсон, не скрывая улыбки, ответил, что не далее, как неделю назад, точнее 4 ноября, он с двумя своими ассистентами случайно вдохнул пары этой бесцветной жидкости, правда, в небольшой дозе. Все три доктора после «вдоха» некоторое время шутили и смеялись, так как почувствовали, что у них в мозгу «отпускает» рецепторы, отвечающие за сдержанность и серьезность (точь-в-точь описанное в романе Леру поведение зрителей, которых Эрик выпроваживал из ложи №5 Гранд Оперá!).
Но долго шутить не пришлось: спустя некоторое время все трое повалились на пол и заснули крепким сном.


Результаты опыта Д. Я. Симпсона
с вдыханием паров хлороформа.

Появление нового анестетика хлороформа произвело еще большую сенсацию, чем открытие эфирного наркоза. Мощный наркотический эффект, быстрое наступление сна, чрезвычайная простота применения (открытая маска, платок, кусок марли), невоспламеняемость – все это вначале выгодно отличало хлороформ от эфира. И хлороформ начал постепенно вытеснять эфир, так как создалось впечатление, что применение первого более безопасно.
Во второй половине 19 века успокаивающим и наркотизирующим действием хлороформа сильно злоупотребляли, особенно в Англии.

 

***

- заколоть плащ  безопасной булавкой - изобретена в 1849г. американцем Уолтером Хантом;

***

- шить на швейной машинке - хотя попытки сконструировать швейную машину делались в Европе ещё со времён Леонардо да Винчи, по-настоящему приблизила мир к решению проблемы идея австрийца Й.Мадерспергера, предложенная им в 1814г.: он придумал расположить ушко для вдевания нитки ближе к острию иглы, а не на её конце, как у иголки для ручного шитья.

Рациональную модель челночной швейной машинки, дававшей цепной шов, сконструировал в 1845г.  американец Э.Гау (в другом прочтении Э.Хоу), он изобрёл механизм челнока, позволявший автоматически затягивать нитевую петлю со скоростью до пяти стежков в секунду. Именно Э.Хоу неофициально считается  "отцом первой швейной машинки".

В 1851г. механизм был усовершенствован А.Вильсоном и Исааком Зингером, использовавшим прижимную лапку и зубчатую рейку, поднимающуюся и опускающуюся в прорези игольной пластины. Таким образом обеспечивается подача ткани при шитье. (Позже рейка была преобразована в механизм продвижения ткани, который стали чаще называть "транспортёром"). Начался массовый выпуск швейных машин фирмой "Зингер" и их широкое практическое использование.

В 1862г. швейная машина была произведена в Германии И.М.Пфаффом, а в 1872г. - в Швеции на оружейном заводе HUSQVARNA. В России первую бытовую швейную машину выпустили в 1902г. в подмосковном городе Подольске под торговой маркой Singer и назвали "семейной";

***


- сделать себе искусственный нос, вставить кому-нибудь стеклянный глаз, прицепить протез - с 1851 г. всё это медицинское эстетическое протезирование уже широко демонстрировалось на Выставках Технических достижений, начиная с Великой Лондонской выставки в Хрустальном дворце. В том числе выставки проводились и во Франции;


Строительство и внешний вид Хрустального дворца.
Лондон, Великая выставка. 1851г.

Всемирные выставки (Год, место и символ)

1851 — Лондон, Англия — Хрустальный дворец (уничтожен пожаром в 1936 году)
1853 — Нью-Йорк, США
1853 — Дублин, сейчас Ирландия, тогда Соединенное Королевство
1855 — Париж, Франция — Exposition Universelle
1862 — Лондон, Англия
1867 — Париж, Франция
1873 — Вена, Австрия
1874 — Дублин, Ирландия
1876 — Филадельфия, Пенсильвания — Статуя Свободы
1878 — Париж, Франция

Многие организационные принципы выставки в Лондоне стали широко применяться при проведении последующих выставок: размещение всей экспозиции в едином помещении; деление экспозиционной площади на национальные секции, при этом секция страны-организатора не должна превышать общую площадь, предоставленную иностранным участникам; направление приглашений для участия дипломатическим путем. Особо примечательные экспонаты стали отмечаться наградами по решению специального жюри.

Тогда же была установлена примерная классификация экспонатов на четыре основных класса: сырьевые товары, оборудование, промышленные изделия и произведения искусства.

В 1853 г. состоялась всемирная выставка в Нью-Йорке; в ней приняли участие 23 страны. В 1855 г. всемирную выставку организовала Франция. В Парижской выставке приняли участие 34 государства. На ней публика впервые смогла цемент инженера Вика, алюминиевые пластинки Сен-Клер Девилля и прорезиненную ткань американца Гудийара. Впервые был организован показ сельскохозяйственных машин в действии.

Эстафету всемирных выставок затем подхватили другие страны. Всемирная Парижская выставка 1867 г. положила начало новой тенденции: экспозиции стран-участниц стали размещать в специально построенных ими национальных павильонах. На этой выставке посетитель мог увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай, восточный минарет, турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо, голландскую ферму, японский киоск и даже восстановленные катакомбы Рима.

На выставке было представлено много технических новинок, свидетельствовавших о новом применении электричества: телеграфный аппарат Хьюга, электрические фары, подводный кабель. Большой интерес вызывали гидравлический лифт, шарикоподшипники, механическая тестомешалка и более совершенные земледельческие орудия, которые еще только начали проникать в деревню.

Лондонская “великая” выставка 1871-1874 гг. строилась по совершенно новому принципу. Она была рассчитана на пятилетний период, экспонаты классифицировались не по странам их происхождения, а по отраслям, и каждый год экспозицию планировалось полностью обновлять. Однако последнее положение в полной мере реализовать не удалось, и выставка была закрыта на год раньше запланированного срока.

Новой крупной вехой в развитии выставочного дела стала Парижская Всемирная выставка 1878г. Эпоха пара в промышленности сменялась эпохой электричества. Экспонаты, представленные на выставке, убедительно свидетельствовали о возможностях, которые таил в себе открытый человеком новый вид энергии: свечи Яблочкова, телефонный аппарат Грэхема Белла, фонограф Эдисона.

Посетители могли ознакомиться с первыми пишущими машинками, резиновыми шинами. Большое внимание гостей выставки привлекли рефрижераторное судно “Ле Фригорифик”, оборудованное для перевозки мяса из Америки через Атлантический океан, и привязной аэростат Жиффара объемом в 35.000 м3.

Много внимания на выставке 1878 г. было уделено науке. Впервые за всю историю всемирных выставок на этой выставке было проведено несколько международных научных конгрессов и конференций. Выставка имела огромный успех - за 194 дня работы ее осмотрели 16 млн. человек.

Первые экспонаты промышленных выставок представляли собой любопытное зрелище. Инженеры, создавая опытные выставочные образцы паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок, пытались придавать им те или иные архитектурные формы в стиле барокко, готики, предназначенные для иных функций и возникшие совсем в иные времена, обильно покрывали их орнаментикой методом литья, чеканки и т.д. Прототипом выставочного оборудования – витрин, стендов, подставок – служили шкафы и комоды, «горки» для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа – элементы парадного интерьера. Все это называлось МЕБЕЛЬ ДЛЯ ЭКСПОЗИТОВ. Натуральные экспонаты, промышленные изделия просто «тонули» в антураже «нео-готики», «нео-ренессанса», стиля «а-ля рюсс», в бесконечных фронтонах, пилястрах, каннелюрах, фризах-карнизах.

Страны-участницы шли на все, чтобы перещеголять друг друга, поразить воображение обывателя любыми, самыми нелепыми, как сейчас бы сказали, «приколами». В особо большой моде были гипертрофированные экспонаты – уникумы, скульптуры и архитектурные декорации из изделий промышленности и сырья. Воздвигались гигантских размеров свечи, сахарные головы, пивные бутылки, статуи из серебра и соли, шоколада и золота. Демонстрировался монолит антрацита весом 65 пудов, в павильоне Круппа – пушка весом 124 тонны. В Чикаго на выставке 1893 года были выставлены модели ячменя с листьями и побегов хмеля из чистого золота, в земледельческом отделе целый фасад был сделан из кукурузы, кукурузные скульптуры, даже знамена и гербы, мебель из гигантских натуральных тыкв и картофелин.

Экспозиция выставок делалась по фирмам, как и ныне, но с той разницей, что выставки не были специализированными. Один и тот же завод производил разные товары, и на одном стенде оказывались колокола, пушки и всякая бытовая мелочь. Не было тематического разделения. В результате – рядом с кабинетной мебелью соседствовал паровой молот и электрический телеграф Сименса.


 

***

- готовить на экономичной кухонной плите (работающей на любом твёрдом топливе) с духовкой, в том числе и на газовой плите с духовкой - первая газовая плита была выпущена в 1852г.;

Цитата из статьи-рекламы конца XIX в. "Печи кухонныя и приборы для варки пищи":
"На рисунке представлена изящно сделанная и очень удобная комнатная кухонная печь. Для распределенiя тепла въ комнате, а также для свежести находящагося въ ней воздуха (отсутствiе пригара) печь с боковъ облицована, чем задерживается во первыхъ лучистая теплота, а во вторыхъ органическая пыль, носящаяся в воздухе, не пригараетъ. Помимо приготовленiя пищи, печь эта можетъ служить въ то же время для умереннаго нагрева соседней комнаты; для этой цели сквозь облицовку проведён каналъ, снабженный соответствующей заслонкой; каналъ спускается внизъ почти до пола комнаты".(
Прим.ред.: в цитате сохранена оригинальная орфография).

***

- сдавать одежду в химчистку - в 1855г. француз Жан Батист Жолли открыл первую химчистку, где очищал одежду при помощи растворителей на основе нефти (типа керосина);

***

- пользоваться безопасными спичками - в 1855г. налажено промышленное производство (т.н. "шведские спички" были изобретены в Германии химиком Бёттгером в 1848г.);

***

- выбирать разные сорта туалетной бумаги - изобретена американцем Дж. Гайети в 1857г.;  в 1860г. в Англии промышленник Джеймс Олкок неудачно пытался наладить её производство и продажу в рулонах, стыдливо называя их  "Бумажные бигуди";

***

- оборудовать в своём доме в подземелье Оперы культурный ватерклозет - первый смываемый общественный (мужской) туалет был установлен в Лондоне  в 1852г.. Тем не менее не следует думать, что такие удобства быстро распространились в обычных жилых домах. Даже т.н. "средний класс" ещё очень долго обходился без них.


Смывной туалет. Вторая половина XIX в.

***

- услышать о механическом компьютере - в 1854г. братья-изобретатели Джордж и Эдвард Шойц из Швеции на основе работ английского математика  Чарльза Бэббиджа  (Charles Babbage; 1791-1871)  построили первый механический компьютер - несколько разностных машин. А ещё через некоторое время Мартин Виберг усовершенствовал машину Шойца и использовал её для расчётов и публикации логарифмических таблиц.
Значение работ Чарльза Бэббиджа в создании современного компьютеризованного мира необычайно велико.  С 1822 Бэббидж работал над постройкой разностной машины. В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины — прообраза современной ЭВМ.

С 1834 года Бэббидж начал проектировать аналитическую машину.

Архитектура современного компьютера во многом схожа с архитектурой аналитической машины. В аналитической машине Бэббидж предусмотрел следующие части: склад (store), фабрика или мельница (mill), управляющий элемент (control) и устройства ввода/вывода информации.

Склад предназначался для хранения как значений переменных, с которыми производятся операции, так и результатов операций. В современной терминологии это называется памятью.

Мельница (арифметико-логическое устройство, часть современного процессора) должна была производить операции над переменными, а также хранить в регистрах значение переменных, с которыми в данный момент осуществляет операцию.

Третье устройство, которому Бэббидж не дал названия, осуществляло управление последовательностью операций, помещение переменных в склад и извлечение их из склада, а также выводом результатов. Оно считывало последовательность операций и переменные с перфокарт. Перфокарты были двух видов: операционные карты и карты переменных. Из операционных карт можно было составить библиотеку функций. Кроме того, по замыслу Бэббиджа, Аналитическая машина должна была содержать устройство печати и устройство вывода результатов на перфокарты для последующего использования.

Для создания компьютера в современном понимании оставалось лишь придумать схему с хранимой программой, что было сделано 100 лет спустя Эккертом, Мочли и Фон Нейманом.

Бэббидж разрабатывал конструкцию аналитической машины в одиночку. Он часто посещал промышленные выставки, где были представлены различные новинки науки и техники. Именно там состоялось его знакомство с Адой Августой Лавлейс (дочерью поэта Джорджа Байрона), которая стала его очень близким другом, помощником и единственным единомышленником. В комментариях к лекциям Бэббиджа Ада сделала описание ЦВМ и инструкции по программированию к ней. Это были первые в мире программы. Именно поэтому Аду Лавлейс справедливо называют первым программистом.

Одна из 6-ти демонстрационных моделей вычислительной части разностной машины Чарльза Бэббиджа, собранная после его смерти сыном Генри из деталей, найденных в лаборатории.


***
.

- отправить телеграмму в Америку - трансатлантический телеграфный кабель проложен в 1858г.;

***

- прочесть главный труд Чарльза Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора" - опубликован 1 сентября 1859г.;

***


- кататься на велосипеде - во Франции братья Пьер и Эрнест Мишо примерно в 1861 г. установили педали непосредственно на переднее колесо. Они назвали свою машину велосипедом и в течение четырех лет наладили производство до 400 велосипедов в год. В 1869 г. на дорогах Франции было положено начало велосипедным гонкам. Велосипед "Пенни-фартинг" /Ключ/ имел большое переднее колесо, которое приводилось в движение педалями, и маленькое заднее колесо. Он был изобретен в 1871г. англичанином Джеймсом Старли  и быстро завоевал огромную популярность. Диаметр большого колеса составлял 1-1,5 м.
Первая машина с цепной передачей была создана в 1871 г. Х.Дж.Лоусоном. Педали-рычаги монтировались на раме и вращали большую звездочку, передавая с помощью цепи движение малой звездочке на заднем колесе велосипеда. Велосипедные колеса снова стали примерно одинакового размера. Роверовские безопасные велосипеды (1885г.), производимые как массовая продукция, за несколько лет полностью вытеснили велосипеды с педалями на переднем колесе. Все первые велосипеды имели твердые резиновые шины, которые монтировались на колесе со стальным ободом.
Вехой в истории велосипеда следует считать 1888 г., когда Джон Данлоп изобрел накачиваемую воздухом (пневматическую) шину.

 


 

***

- поехав в Лондон, прокатиться на метро - 2 первые линии открыты в 1863г. Первые линии Лондонской подземки: Metropolitan line и Hammersmith & City line;

***

- хранить продукты в холодильнике - первый холодильник современного типа - т.е. компрессионный - был запатентован Джекобом Перкинсом ещё в 1834г. - это не говоря о "холодильных шкафах" и "холодильных ящиках" с природным льдом, используемых с гораздо более древних времён;
в 1844г. американский врач Джон Горри соорудил на основе дизайна Оливера Эванса рефрижератор для производства льда для охлаждения воздуха в палатах своих пациентов, больных жёлтой лихорадкой;
в 1876г. немецкий инженер Карл фон Линден запатентовал способ сжижения газа как базовую технологию работы рефрижераторов;
в 1877г. пароход "Парагвай", первое судно, оборудованное рефрижераторной установкой,  доставил груз замороженного мяса из Австралии во Францию;
в 1879г. американский изобретатель Томас Элкинс запатентовал улучшенный дизайн рефрижератора. С той поры и аж до 1929г. в холодильниках использовались токсичные газы аммония (NH3), метил/хлорида (CH3Cl) и диоксида серы (SO2), затем заменённые на якобы безопасный газ фреон (гораздо позже до человечества дошло, что фреон разрушает озоновый слой атмосферы Земли);


Кухонный рефрижератор Элкинса. 1879г.

***

- запасаться консервированными продуктами впрок и открывать жестяные консервные банки консервным ножом - парижский повар и кондитер Николя Франсуа Аппер изготовил первые в мире консервы. Он оказался победителем объявленного в 1795г. во Франции  конкурса на лучший способ длительного хранения продуктов. (Хотя сохранять продукты надолго люди начали ещё 3 тысячи лет назад в Древнем Египте).
В 1809 году Апперу присудили государственную премию и удостоили почетного звания «Благодетель человечества». Общество Поощрения Национальной Промышленности наградило Аппера золотой медалью.
Позже Аппер открыл на одной из улочек Парижа магазин «Разная снедь в бутылках и коробках», где продавал изготовленные консервы в запаянных и герметично закрытых бутылках. При магазине действовала небольшая фабрика, производящая консервированные продукты.
Результаты этого открытия – первые консервы, изготовленные методом стерилизации, – Аппер изложил в своей книге, опубликованной в 1810 году: «Искусство сохранения в течение нескольких лет животной и растительной субстанции».

В Англии поклонников консервов нашлось даже намного больше, чем во Франции. Именно здесь механик Питер Дюран изобрел банки из пищевой жести. Естественно, они намного отличались от современных — изготавливались вручную и имели неудобную крышку. Англичане приобрели патент и начали производить консервы по методу Аппера, и уже с 1826 г. английская армия получала в довольствие мясные консервы. Правда, чтобы открыть такую банку, солдатам приходилось пользоваться не ножом, а молотком и долотом ;)))

Усовершенствованным видом консервных банок мы обязаны американцам. Начиная с 1819г. в США выпускали консервы из омара, тунца, стали консервировать и фрукты. Дела шли настолько хорошо, что производить консервы стало крайне выгодным делом — появлялись заводы по производству консервных банок, новинки буквально сметали с прилавков. А в 1860 году в Америке наконец изобрели консервный нож(!).

***

- сделать заказ  в финской компании Nokia - компания Nokia — одна из крупнейших мировых компаний в сфере коммуникационных технологий - была основана в 1865г. горным инженером Фредриком Идестамом  (финск. Knut Fredrik Idestam)  в Тампере, на юго-западе Финляндии. Однако в то время компания хороших мобильников ещё не выпускала ;) ;

***

- ознакомиться с основными законами генетики - в 1866г. Грегор Мендель, австрийский монах, десять лет потративший на скрещивание различных сортов гороха в монастырском саду,  объявил об открытии им основных законов наследственности;

***  

- печатать на пишущей машинке - практическая пишущая машинка была запатентована американцами Суле и Схольсом в 1867г. С 1873г. машинки выпускала фабрика "Ремингтон". (Но печатать письма директорам красным цветом Эрик бы на ней не смог);

***

- взорвать Оперу не при помощи пороха, а динамитом - изобретён шведским учёным Альфредом Нобелем в 1867г.;

***

- заниматься "шведской" гимнастикой на медико-механических аппаратах-тренажёрах -  швед Пер Генрих Линг ввёл в употребление т.н. "шведскую гимнастику", которой очень увлекались в Европе во второй половине XIX века. Большое развитие достигла "шведская гимнастика"  благодаря механическим приспособлениям типа современных тренажёров, разработанных шведским врачом Густавом Цандером и помаленьку усовершенствованным самим изобретателем.  Их применение началось с 1857 года. В 1865г. в Стокгольме был открыт медико-механический институт, оснащённый 27 аппаратами.

***

- высушить волосы Камилле, используя бытовой прибор  - в 1869г. американец Ив МакГаффи запатентовал электрический "вакуум клинер", вакуумный чистильщик, иными словами - пылесос, и он поступил в широкую продажу. От устройства, которое всасывает воздух, был один шаг до устройства, который воздух наоборот - выдувает, и вскоре этот самый клинер сообразительные люди стали использовать для сушки волос, поскольку от работы моторчика воздух в приборе нагревался.
Собственно фен в современном виде был запатентован американцем Александром Годфоем в конце 1880-х. (Вполне можно предположить, что изобретательный Эрик мог сообразить использовать уже изобретённый клинер для сушки волос, он всяко был не менее хитроумен, чем дамы того времени, решившие этот вопрос спонтанно);

***

- ознакомиться с таблицей Менделеева - 1 марта 1869г. российский учёный Д.И. Менделеев предложил первый вариант Периодической системы химических элементов;

***

- поговорить по телефону - изобретён и запатентован в 1876г. Александром Грэхамом Беллом;


Рисунок настенного телефона с двумя трубками: в одну говорить, в другую слушать.


Фотография одного из первых телефонных аппаратов.

 

***

- записать свой голос на фонографе - изобретён в 1877г. американским изобретателем Томасом Альва Эдисоном;

***

- взглянув на ночное небо, улыбнуться, вспомнив, что и в Небесах есть место Страху и Ужасу - 12 августа 1877г.  американским астрономом Асафом Холлом были открыты Фобос (Страх) и Деймос (Ужас), два спутника планеты Марс;

***

- посетить Уимблдонский турнир по теннису - был впервые проведён в Лондоне в 1877г..;

***

- обнести металлическим сетчатым забором (для защиты от любопытных Персов и Раулей) озеро в подземельях Оперы - в 1878г. Берлине зарегистрирован патент на изобретение сетки-рабицы;

***

- рисовать и делать заливки в чертежах при помощи аэрографа - американец, житель Айовы Эбнер Пилер изобрёл аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом - в 1879г.. Устройство называлось «распределитель краски» и предназначалось для живописи акварелью и прочих ухищрений изобразительного искусства;

***
 

- вкручивать электролампочку накаливания - изобретена в 1879г. американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном и впервые испытана им 21 октября того же года, с того же времени появились карманные фонарики на батарейках современного типа;
В то же время  всё ещё широко использовались лампы с газовыми горелками и разнообразные масляные и керосиновые лампы.


Лампа настольная, электрическая. Конец XIX в.


Лампа настольная, электрическая. Конец XIX в.

 


Лампа  масляная. XIX в.


Лампа  масляная, керамическая с глазурью. 1884г.


Лампа керосиновая. XIX в.

 


Лампа керосиновая, подвесная. XIX в.


Фонарь латунный, т.н. путевой.


Устройство ламповой газовой горелки.

***

- организовывать свой быт со вкусом и удобством - во время путешествий использовались дорожные шкатулки-несессеры со всем необходимым.

Будучи эстетом, Эрик, Призрак Оперы обязательно должен был использовать изысканные вещицы "для денди". Такие булавки он мог втыкать в свой галстук, собираясь в Ложу №5.


Дорожная шкатулка-несессер. 1881г.


Серебряный держатель в виде ежа
с булавками для мужского галстука. Конец XIXв.

В подобных флаконах выпускался дорогой парфюм, который мог использовать Эрик.


Флакон Eau de cologne imperiale фирмы Герлен. 1853г.


Флакон для духов. Англия. XIX в.

***

Бульотка для варки яйца. Латунь. 1879г.
Высота 22,5 см, диаметр 9 см.

Подобные изделия были распространены в XIX веке: на основание под бульотку помещалась небольшая спиртовка, которая быстро подогревала воду и яйцо. Очень удобно для холостяка ;)

Утюжок угольный. Металл.  Высота с ручкой 12 см. Размер основания 10 х 5 см.

Малый угольный утюг разогревался при помощи углей, заложенных внутрь. Использовался для глажки кружева и мелких деталей одежды, например, жабо, воротника и манжет.


Утюг с трубой. Чугун.
Размер основания 19,5 х 11,5 см, высота 21,5 см.
 

Долгое время держался на пике популярности классический угольный утюг. Выглядел он, как маленький ларец, запросто открывающийся одним движением руки. Внутрь специальным совком насыпали крупные горячие угли. Но чтобы он "заработал", нужно было активно им помахать из стороны в сторону. Усовершенствованная модель такого утюга напоминает маленькую подводную лодку с перископом. Сбоку возвышается толстая труба, похожая на выхлопную. Такой утюжок устроен по принципу русской печи: в нем есть труба и поддувало - за счет этих двух отверстий образовывается тяга, а за счет тяги - угольки разгораются сами, и хозяйке уже не приходится раскачивать утюг.

 

А таким набором инструментов - чертёжной готовальней - Эрик должен был пользоваться, вычерчивая планы Мазандеранского дворца и Гранд Оперá.
 


Готовальня. 1883г.

 



Это интересно:
 В то время - да и сейчас - иллюзионисты и фокусники изобретали сами своё оборудование для фокусов, а ведь Эрик у Леру величался "Королём иллюзий"! 
Я верила и верю в Эрика: если иллюзионист Робер-Удэн - магический прообраз Эрика в романе Леру - начинил свой дом своими бытовыми изобретениями - по тем временам весьма "высокотехнологичными", - то Эрик не должен был отставать!

Подробнее узнать, какие у Удэна имелись в доме бытовые изобретения, можно на страничке "Эрик, Король Иллюзий" (см. внизу по ссылке).



Примечание: поскольку конец XIX века знаменовался резким ускорением технического прогресса, то перечислить всё не представляется возможным, но страничка будет дополняться.

17 июня 2008г. Последнее дополнение материала: 17 февраля 2009г.


Автор: Мари

Источники информации:
Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова, т-во "Просвещение", 1896г.;
Фото и рисунки из семейного архива автора странички;
Интернет-сайты типа Wikipedia.org


Эрик
Ангел Музыки

Творец
Призрака

Роман
Леру

Grand
Operá

Grand Operá
1882

Продолжатели


На верх страницы

Дороги
Эрика

Эрик, Король Иллюзий