He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"Mystery of the Wax museum" (Тайна Музея восковых фигур). 1933г.

"...делайте эпиляцию с улыбкой..."



  Производство: Warner Brothers и The Vitaphone, США
Жанр: Ужасы. Цветной.
Technicilor. Продолжительность: 77 минут.
Режиссёр: Michael Curtiz;
Сценаристы: Don Mullaly и Carl Erickson;
Оператор: Ray Rennahan;
Редактор: George Amy;
Арт-директор: Anton Grot.
В ролях: Lionel Atwill, Fay Wray, Glenda Farrell, Frank McHugh, Allen Vincent, Gavin Gordon, Edwin Maxwell, Holmes Herbert.

Сценарий основан на рассказе Charles S. Belden.

 

Сценарий фильма написан на основе рассказа Чарльза С. Белдена и, естественно, не является адаптацией романа Леру. Однако главный персонаж этой истории явно "призрачный". В нём явственно прослеживается влияние фильма "ПО" 1925г. (реж. Р. Джулиан), с Лоном Чейни в главной роли.

Этот фильм очень занимательно сравнивать с его римейком 1953 года, поскольку в римейке "призрачные " ассоциации значительно усилятся, прямо намекая ещё и на снятый за последующее время фильм "ПО" 1943г. (реж. Артур Любин).

Кроме того, за 20 лет вырастут не только суммы страховки на недвижимость, но и устойчивость зрителей к тому, что им показывают на экране. Фильм придется снять гораздо более "ужастиковый", чтобы пронять публику.


Краткий синопсис:

Лондон. Действие начинается в 1921 г. Скульптор из невнятно славянской страны по фамилии Игорь(!)  ваяет восковые фигуры.  Свои творения он считает своими "детьми" и так и говорит о них. С ними он говорит тоже. По его утверждению, они ему отвечают и вообще "ведут себя"...

Среди классических персонажей, обязательных для всех музеев восковых фигур - таких как Жанна д'Арк и Мария Антуанетта - последняя пользуется особенной любовью скульптора. Он её обожает. Однако его партнер недоволен тем, что музей не приносит прибыли. Он считает, что лучше сделать CHAMBER OF HORRORS с фигурами Джека Потрошителя, казнями и всякими кровавыми ужасами. Это выгоднее, чем какая-то фиговая "Аллегория Материнской любви".


 


 

 


 

 

 

Мастерскую посещает известный историк-исследователь, он обещает спонсировать музей, но только после возвращения из экспедиции в Египет (мумии поехал копать). Но партнеру-бизнесмену нужны финансы, чтобы вложить их в другое дело, и он предлагает устроить поджог и получить страховку - 10 000 фунтов! Он тут же осуществляет задуманное, поджигая юбки Антуанетты.
Скульптор в панике пробует тушить,  они борются, восковые фигуры тают. 
Это выглядит по-настоящему жутко - глаза выпадают, лица стекают, тела скукоживаются... б-р-р! Партнер оглоушивает скульптора и смывается, заперев двери.


Прошло 12 лет. 1933 г..  Нью-Йорк. Празднование встречи Нового года.
Из окошка скульптор Игорь - он не только жив, но и весьма упитан - видит, как выносят тело самоубийцы. Это красотка Джин Гейл, её фото в колонке новостей.

В городском морге тишь и гладь, хотя два служащих видят, как один покойник садится на каталке. Более опытный работник шутит с "черным" юморком: "Это от бальзамировочной жидкости. Уж эти женщины. Всегда хотят, чтобы последнее слово осталось за ними". Но женщины тут не при чём. Когда, уложив беспокойное тело, работники уходят, из-под простыни выбирается Некто с изуродованным лицом, в черном плаще. Первым делом он нахлобучивает шляпу, затем похищает труп Джин Гейл.


 


 

 

 В редакции газеты New York Express молодая энергичная журналистка ищет сенсационный материал, чтобы главный редактор её не уволил, как пригрозил. В поисках сенсационных материалов она забредает в полицейский участок, знакомый полицейский намекает ей, что, возможно, Гейл убили.  Журналистка бежит в морг, а там как раз полиция, и заодно выясняется, что тело Гейл пропало.

Скульптор Игорь нанимает ассистента скульптора в дополнение к своим двум. У него ещё работают глухо/немой чудик a la Чудовище Франкенштейна и наркоман, который попутно занимается контрабандой спиртного (в США в то время царит "сухой закон"), причём работает он на того самого бывшего партнера скульптора, что его сжёг.  Руки Игоря сожжены и сам он не может творить больше.

В музей приходят возлюбленная ассистента Шарлотта со своей подругой - журналисткой. Они вместе снимают одну квартиру. Скульптор Игорь видит возлюбленную ассистента и узнаёт в ней свою Марию Антуанетту! Ага!!!

Подруга-журналистка в это время узнаёт в Жанне д'Арк вылитую Джин Гейл, а в упаковочном ящике, из которого её только что вынули, находит обрывок бирки из морга.


 


 

 
 


 


 


 


 


 


Далее журналистка пытается убедить всех - и редактора, и полицию, что в музее все экспонаты - трупы, покрытые воском, но ей не верят. Она следит за наркоманом-помощником, и в  подвале дома, куда тот идёт, ей встречается таинственный Некто с изуродованным лицом, в черном плаще и шляпе. Но полиция находит в ящике вовсе не труп, а бутылки с виски.


 


 

 

 


В конце-концов одержимый своей маниакальной идеей скульптор Игорь, только что убивший какого-то судью, потому что тот подходил на роль восковой фигуры Вольтера, заманивает живой прототип своей Марии Антуанетты в подвал, где у него налажено производство.

Он объясняет Шарлотте, что не надо бояться, он обессмертит её, через 1000 лет она сохранит свою красоту, но девушка уверена, что не подойдет на эту роль. Шарлотта стучит кулачками по лицу мэтра, и оно неожиданно разваливается на куски.  Сцена Unmasking явно намекает на ту самую знаменитую с Призраком Лона Чейни из суперуспешного фильма 1925г. (реж. Руперт Джулиан). Творческий Безумец  показывает девушке навощенный труп своего врага и говорит: "Я не злодей, вот злодей. Вот что он сделал со мной. Двенадцать лет, двенадцать жутких лет этот живой мертвец искал того, кто виноват в его смерти".

На вопли Шарлотты кидаются влюбленный ассистент и журналистка, потом подоспевает и полиция.  Они видят, что маньяк уложил Шарлотту на стол и готовится покрыть её толстым-толстым слоем воска. Все сражаются и спасают Шарлотту, а маньяк падает в чан с расплавленным воском. Бултых! (как намёк на финальную сцену из фильма 1925г.).


 


 


 


 

 

 


 


 


 


 

 

 


 


 

 

Но финальные кадры выстроены по типично голливудскому рецепту. Главный редактор предлагает журналистке выйти за него замуж, и она соглашается, говоря: "Я согласна. Так тебе и надо!"

Следует "поцелуй в диафрагму." Конец.

 




Этот фильм интересно сравнить с его римейком 1953г..  Видно наглядно, как отличался фильм ужасов 30-х гг. от тех требований, что предъявляли к ужасам в 50-х. 

Оригинальная версия снята в более легкой и даже шутливой манере, краски-раскраски яркие, светлые, собственно убийств почти нет, маньяк больше крадёт уже готовенькие трупы из морга, чем убивает сам.

Инфляция ещё не набрала обороты. Сумма страховки меньше в 2 раза,  а зрители более эмоционально впечатлительны. Вспомним, что ещё 8 лет назад дамы падали в обморок при виде лица Эрика - Лона Чейни. Римейку через 20 лет пришлось добавлять страху и снять более "ужастиковый" вариант, чтобы пронять почтенную публику.

Ещё более интересно сравнить его с третьим римейком - фильмом "Восковая маска" 1997г., снятым по сценарию Дарио Ардженто и им же спродюсированным. Если бы зрителям показали его в 1933г., то они посходили бы с ума прямо в зале. Ссылки на эти фильмы - внизу страницы.


Автор статьи: Мари

Источник информации:
DVD Фильм "The Mystery of the  Wax Museum". 1933 г.;

John L. Flynn "Phantoms of the Opera: The Face Behind the Mask". 2006;

1
1 июня 2007 г.


На страницу
"Ассоциации и намёки"на тему"

Фильм "Музей восковых фигур" 1953г. Кадры из фильма.

Фильм "Восковая маска"1997г. Кадры из фильма.