"The
Abominable Dr. Phibes".
("Ужасный доктор Файбс"). 1971г.
Постер фильма. Слоган гласит:
"Любовь - это когда тебе никогда не скажут, что ты уродлив"
|
***
"The Abominable Dr. Phibes". ("Ужасный
доктор Файбс").
1971г.
Первый показ:18 May 1971 (USA)
Производство: MGM, студия Orion и
American International Pictures, США.
Жанр: Чёрная комедия/Ужасы/Детектив. Цветной. Рейтинг:
PG-13
Продолжительность: 95 минут.
Режиссер: Роберт Фуэст (Robert Fuest);
Продюсер: Ronald Dunas;
Сценарий: James
Whiton и
William Goldstein;
Музыка: Basil Kirchin, Harold Arlen, John Gale;
Оператор: Norman Warwick;
Грим: Trevor Crole-Rees.
|
|
Таглайн фильма:
Revenge Is The Best Medicine
В ролях:
Доктор Антон Файбс: Винсент Прайс (Vincent Price);
Доктор Весалиус: Джозеф Коттен (Joseph Cotten);
Вульнавия (Vulnavia): Вирджиния Норт (Virginia North);
Инспектор Траут: Питер Джеффри (Peter Jeffrey);
а также: Терри-Томас, Хью Гриффит, Дэвид Хатчесон и др..
Этот фильм истинным бриллиантом сияет в ряду
фильмов, имеющих "призрачные" ассоциации, а именно потому, что он
целиком построен на ассоциациях. Единственное, что отличает его
от "Призрака
Оперы", это мотивация. Основным движущим мотивом
сюжета является месть обезображенного героя за
смерть любимой жены и заодно за своё уродство. Этот фильм можно смело
назвать самым "призрачным" фильмом "на тему" из тех, что я видела.
Атмосфера, визуальная
эстетика фильма в стиле "camp", чёрный юмор, персонажи, неподражаемый Винсент Прайс - "король
фильмов ужасов по Эдгару По" в главной роли -
всё идеально подходит для достойной экранизации романа Леру.
А уж главный герой в маске... а особенно
без маски! Именно так описывается в романе Леру Эрик, Призрак Оперы! Человек с
такой внешностью, сидящий на фоне органа, не вызовет ассоциации с
Призраком Оперы только у ленивого слепого.
А весь антураж - гениальная игра на органе, изощрённая изобретательность злодея
и ловушки, им подстраиваемые, куклы-автоматы, щедро звучащая классическая музыка, сцена Маскарада, воссоединение с
мёртвой возлюбленной в зеркальном двойном гробу, монологи!
Не мудрено, что фильм
считается признанной классикой своего стиля и оказал несомненное влияние на некоторые
фильмы о Призраке Оперы, например фильм "ПО" 1983г. (реж.
Р.Марковиц, с Максом Шеллом в главной роли), фильм "ПО" 1989г. (реж. Дуайт
Эйч.Литтл, с Робертом Инглундом в главной роли)... Дарио Ардженто вообще локти от
зависти кусает...
Синопсис
фильма:
Звучат мощные органные аккорды. На органе
играет Некто в чёрном плаще с капюшоном. По бокам лестницы сидят музыканты, но
пока они неподвижны. На этом фоне идут титры фильма. Затем Некто встаёт,
торжественно спускается по лестнице и... в буквальном смысле слова
"заводит" оркестрантов! Оказывается, музыканты - это искусно сделанные
механические куклы, бэнд "ЗАВОДНЫЕ ЧУДЕСА ДОКТОРА ФАЙБСА"!
Некто - делаем вывод, что этот Некто и
есть доктор Файбс - дирижирует куклами. Распахивается дверь в
противоположном конце зала, и появляется женская фигура. Трудно понять, живой
это человек или тоже марионетка. Файбс начинает с ней медленный,
нарочито аффектированный танец.
В роскошно декорированном зале мы видим
круглый стол, на котором под оранжевыми абажурами подвесных ламп стоят 9
восковых бюстов каких-то персон.
Затем Файбс элегантно раскланивается с
партнёршей, открывает люк в полу зала и спускает в него клетку, покрытую чёрным
покрывалом. Внизу эту клетку принимает... девушка-марионетка. Она уже переодета
в стильный костюмчик гламурной автомобилистки начала 70-х годов прошлого
века в духе "русской коллекции Ива Сен-Лорана"! Шапка-папаха из черно-бурой
лисы, брючки-гольф, чёрные сапоги-чулки.
И когда успела?!
Молчаливая красотка - заметьте, за всё
время фильма она не произнесёт ни единого слова, - ставит клетку в багажник
авто. В авто садится Файбс, он всё ещё в капюшоне и маске, так что зритель не
видит его лица, зато на окнах авто на боковых стёклах наклеены профильные
рисунки лица, а на заднем стекле - затылка импозантного мужчины.
Наверное, это Файбс в натуре так выглядит? Поехали...
В уютной спальне типично английского
буржуазного дома укладывается спать благообразный немолодой господин. Засыпает.
Тихо открывается мансардное окно в потолке над ним, и в люк спускается клетка под
покрывалом. Обратно она поднимается уже без покрывала и с распахнутой дверцей.
Быстро выясняется, что в клетке находилась стая летучих мышей-вампиров. Очень
голодных...
Ох уж эти мне "любители люков"...
Дальше всё ясно. Утром дворецкий
находит искусанный вдрызг труп своего хозяина, известного врача, между прочим, и
вокруг гроздья висящих сытых вампирчиков. Прибывшая полиция во главе с
инспектором Траутом начинает расследование.
Из разговора полицейских
выясняется, что буквально на днях тоже от весьма экстравагантных причин погиб
другой господин, бывший, к тому же, также врачом. Его закусали насмерть пчёлы в
библиотеке, да так, что лицо медика превратилось в сплошные нарывы. Инспектор
Траут пытается нащупать след...
Меж тем личность таинственного Файбса
раскрывается полнее, по крайней мере, мы наблюдаем, как он, воротившись к себе,
снимает с груди и вешает на одну из восковых персон какой-то амулет - ромб с
символом или буквой, - а потом берёт газовую горелку и обжигает до состояния
полной расплавленности лицо "означенной" восковой персоны.
Файбс подсаживается к туалетному столу и
гримируется. Процесс заключается в том, что он берёт лицевые части тела, лежащие
перед зеркалом, как то - нос и два уха - и прилепляет их себе на лицо, которого
зрители не видят, так как Файбс сидит спиной. Потом следует парик, брови,
бакенбарды и усы.
В последствии эта
сцена будет буквально повторена в
фильме "ПО" 1989г., (реж. Дуайт
Эйч.Литтл, с Робертом Инглундом в главной роли).
Приведя себя в порядок, Файбс идёт к органу и предаётся
музицированию.
А затем опять что-то затевает.
Он направляется на Маскарад! У дверей
Файбс в красивой птичьей маске встречает очередного гостя, весёлого доктора
психиатрии, и вручает ему не менее красивую маску лягушки - на Маскараде
полагается быть в масках. Файбс помогает закрепить маску и поворачивает рычажок,
запуская некий механизм. Маска начинает медленно сжиматься, пока не убивает
психиатра.
Вся сцена разворачивается на лестнице и
живо напоминает о фильме "ПО" 1925г. (реж.
Р.Джулиан, с Лоном Чейни в главной роли). Следует ритуал обжигания
воскового бюста убитого в доме Файбса.
Процесс идёт. Следующую жертву - тоже
медика, естественно, - Файбс убивает, выкачивая из него всю кровь. Его
девушка-марионетка безмолвно помогает ему наладить процедуру, а потом, пока она
длится, играет на белой скрипке за дверью.
Бутылки с кровью Файбс оставляет в
комнате в качестве бонуса. Полиция сначала в трансе, но затем обнаруживается
зацепка: инспектор находит амулет, который жертва сорвала с груди Файбса.
Найден ювелир, изготовивший
амулет, он разъясняет, что ему был заказан набор из 10 амулетов. На каждом -
какая-то надпись на древнееврейском.
Инспектор идёт по следу - на
консультацию в синагогу, к раввину. Раби определяет знак на амулете как один из
знаков "Проклятия Ктах" иначе "Проклятия фараонов", наложенного на Египет за
угнетение Богом избранного народа.
Раввин показывает свиток с проклятиями -
проклятий 10 штук. Что это за проклятия? А пожалуйста, по порядку:
нарывы, летучие мыши, лягушки, кровь, град, крысы,
звери, саранча, смерть перворожденного, тьма.
У инспектора появляются хоть
какие-то теории. Ему ясно, что убийства идут по схеме "проклятий Ктах". Значит,
следующим будет "проклятие града". Но кого убьют? Траут отправляется к
прославленному хирургу доктору Весалиусу, чтобы расспросить о личностях его
убитых коллег. Услышав имена жертв, др. Весалиус настораживается и начинает
думать.
Доктор Файбс тем временем
совершает дома все обычные ритуалы, не находит амулета и слегка расстраивается.
Но ничего. Ужасный доктор втыкает в гортань специальную фистулу, соединённую
проводом с граммофоном, его губы сомкнуты, неподвижны, но из граммофона звучит
металлический голос: таким образом Файбс разговаривает со своей любимой женой,
вернее, с её портретом.
"Девять повинны в твоей
смерти, моя благородная королева, девять должны умереть, - говорит Файбс. -
Скоро я сделаю так, что наши сердца снова запоют в унисон".
Перед портретом лежат памятные
вещицы, и Файбс прижимает к губам перчатку своей мёртвой возлюбленной.
Убийства продолжаются.
Конечно, следующий медик умирает "от града". Помощница доктора-кукловода
заманивает старичка-доктора остановить авто среди прелестного пейзажа; Файбс
небрежным прикосновением придушивает шофёра и устанавливает в автомобиль медика:
а) играющую музыкальную шкатулку в виде "Швейцарского пастушка" и б) компактный
агрегат, производящий мороз в 100 градусов (видимо, по Фаренгейту).
Полиция находит превращённого
в ледяную фигуру старичка-медика.
Др. Весалиус просматривает все
записи о сделанных им операциях и наконец приходит к выводу, что со всеми
жертвами одновременно он сотрудничал лишь единственный раз 5 лет тому назад -
проводил операцию, тогда ему ассистировали или консультировали его восемь
человек, и пятеро из них уже мертвы. Осталось четверо? Кто же кроме него самого?
Медсестра и ещё два доктора? Надо охранять их всех.
"А что это была за
операция?" - интересуется Траут. "Виктория Регина Файбс, очень
красивая и обаятельная молодая женщина, жена гениального музыканта-органиста
Антона Файбса. Диагноз - неотложная резекция. К сожалению, мы опоздали и не
смогли её спасти, она скончалась. Её муж в это время находился в Швейцарии, мы
сообщили ему, и он срочно выехал, но его автомобиль сорвался в пропасть. Он
сгорел. Их похоронили в одном склепе", - отвечает Весалиус.
Инспектор Траут сомневается и
проверяет склеп. В гробу Антона Файбса в урне покоится прах, но гроб
его супруги - (1893-1921гг.) - совершенно пуст.
Этот кадр фактически
воспроизводит известный рисунок Эрте.
Полиция судорожно
разыскивает одного из двух "оставшихся" врачей, но опаздывает. Спортивный
мужчина увлекается пилотированием маленьких самолётов. Ужасный др. Файбс
подпускает ему в самолёт нервных крыс, те всей стаей грызут авиатора, самолёт
теряет управление.
Файбс лирически наблюдает за
происходящим в небе в подзорную трубу. Его ассистентка опять играет на скрипке,
а Файбс дирижирует и сдержанно аплодирует, когда самолёт врезается в землю.
Инспектор Траут изучает досье на Антона
Файбса и выясняет, что тот получил диплом доктора музыки в Гейдельберге, диплом
доктора теологии - в Сорбонне и что он к тому же выдающийся изобретатель.
Инспектор предполагает, что Файбс не погиб в ДТП, вместо него кремировали его
водителя, а Файбс конкретно сошёл с ума и мстит всем, кого считает виновными в
смерти его обожаемой жены.
Между делом Лем, сын Весалиуса
- симпатичный
юноша, увлекающийся музыкой, - упоминает, что "гениальный органист Файбс"
регулярно посещает одну нотную лавочку, об этом юноше рассказал букинист-хозяин
лавочки, старенький и слепенький.
Великий и Ужасный Файбс - утонченная
артистическая натура. В своём доме он разыгрывает эстетские перформансы: создаёт
иллюзию ресторана и казино в Монте-Карло, угощает бессловесную
марионетку-ассистентку вином, танцует с ней - достойно и пластично.
Сам Файбс тоже выпивает - в полном смысле
слова "закладывает за воротник" - ему приходится заливать спиртное в специальную
фистулу на шее, что молчаливая девушка воспринимает совершенно бесстрастно.
Вся эта романтика завершается сценой, в
которой полицейские стараются обеспечить безопасность очередной
потенциальной жертвы Файбса. Однако при всём честном народе, прямо в клубе врача
пронзает рог медного Единорога! Скульптурной головой этого мифического "зверя"
запулили с противоположной стороны улицы, едва только бедняга открыл дверь.
Принеся очередную жертву, Файбс играет на
органе, а ассистентка прямо в своей чернобурой папахе и
сапогах-чулках метёт пол в зале.
"Моё лицо отражается в твоих глазах, -
граммофонит Файбс перед сменяющимися фотографиями любимой. -
И наши преданные друг
другу сердца в лицах наших черпают вдохновение. Мы снова будем вместе в самом
потаённом уголке Великого Ничто..."
Затем Файбс приступает к варке какого-то
зелья. Ассистентка, ещё раз переодевшись в изысканный туалет, подносит
ингредиенты. Похоже, варят из брюссельской капусты.
Остаётся ещё медсестра. Доктор Весалиус
едет к ней в клинику. Полиция устанавливает охрану около комнаты, в которой
медсестра должна находится, пока преступник не будет схвачен. Но... в лифте за
спиной Весалиуса и медсестры зритель с содроганием уже видит Злого Доктора,
переодетого медбратом!
Тут до инспектора доходит, что в качестве
"первенца" из проклятия Ктаха может выступать не сам Весалиус, а его сын.
Доходит это и до хирурга, и они кидаются в дом Весалиуса, где обнаруживают, что
юноша похищен.
А тем временем...
А тем временем Файбс просверливает дырочку
в полу, который является одновременно потолком в комнате, где крепко спит
медсестра, принявшая снотворного по совету заботливого Весалиуса. Через
стеклянную трубочку Файбс поливает лицо спящей женщины зелёным варевом и
десантирует на неё полчища саранчи - через другую трубочку.
Воротившиеся полицейские вместо медсестры
находят только жуткий череп, лежащий на подушке и обглоданный до костей
прожорливыми насекомыми. Саранча прилагается.
История входит в заключительную фазу. Весалиус получает телефонный звонок от Файбса. Граммофонным голосом Ужасный
Файбс шантажирует Весалиуса: "Орган будет играть до полуночи. Если вы не придёте
ко мне, ваш сын умрёт".
Ясное дело, Весалиус спешит по указанному
адресу. Цветовой акцент сцены теперь сделан на красном с золотом. Маэстро играет
на органе, звучит оперное бельканто - дивный женский голос.
Файбс плохо относится к
медицине и врачам. Врачи говорили ему, что он никогда не сможет разговаривать,
но вот он, используя свои познания в музыке и акустике, говорит же, хоть и через
граммофон!
Файбс приготовил для
хирурга особое наказание, он предлагает Весалиусу сделать
со своим сыном то же, что тот сделал с женой Файбса - срочную операцию.
Вон он, сын, в специальной камере под полом.
Мальчик уже под наркозом,
лежит себе, прикованный к каталке, а вот рентгеновский снимок его грудной
клетки. Рядом с сердцем - ключик. Достанете, сможете отомкнуть замки и
передвинуть каталку. Но на всё про всё у хирурга-отца имеется в распоряжении
только 6 минут. Ровно столько прожила на операционном столе жена Файбса. Если же
он не успеет...
"Я убью вас!" - обещает
Весалиус. "Меня нельзя убить, доктор, - резонно отвечает Файбс, - я уже мёртв".
Файбс поворачивает краник
сложного аппарата, похожего на самогонный, только с вертикальным змеевиком, и
объясняет, что кислота, налитая в аппарат, через 6 минут начнёт литься на лицо
мальчика. И сделает его лицо таким же, как у самого Файбса. И Файбс стаскивает
лицо-маску...
Сцена
unmasking в этом фильме крайне
выразительна! Оцените!
Файбс торжественно
удаляется, пересекает зал, поручив ассистентке "разрушить всё, что он здесь
создал", причём он первый раз за всё время называет её по имени: "Вульнавия".
Затем, играя на органе, опускается в подземный этаж - орган работает как лифт, -
и в последний раз подсаживается к туалетному столику: вернуть себе лицо.
Пока Вульнавия крушит все
декорации топором, прибывают полицейские. Вульнавия молча загоняет их в камеру,
где Весалиус лихорадочно оперирует сына и наконец извлекает заветный ключик.
Отец успевает оттащить мальчика, и кислота проливается на подвернувшуюся
Вульнавию-марионетку. Наконец-то зритель впервые слышит её голос.
В зеркальном двуспальном
гробу лежит забальзамированное тело жены Файбса (в
фильме "ПО" 1983г. реж. Роберт Марковиц использует эту фишку в своих целях).
Файбс ложится рядом с женой и втыкает в себя во-о-о-от такую иглу. Кровь из него
откачивается, а бальзамирующий состав в него закачивается.
На гроб опускается с
большим вкусом оформленная мраморная крышка. На ней изображено Солнце, Луна и
Земля в момент солнечного затмения.
Спустившиеся в подземелье
полицейские и Весалиус не находят ужасного Файбса. Весалиус комментирует:
"Остаётся ещё последнее проклятие - проклятие Тьмы. Он будет работать над ним,
где бы он не находился". Кадр уходит в темноту.
Звучит зловещий призрачный
смех...
|
|
|
|
Итог:
Фильм виртуозно снят в жанре "чёрной комедии ужасов" и стал киноклассикой
стиля "camp".
В нём нашли воплощение все яркие особенности этого стиля, расцвет которого
пришёлся на начало 70-х годов двадцатого века, а затем продолжился с приходом
постмодернизма.
Признаки стиля
"camp":
подчеркнутая претенциозность, акцентированная роскошь, ироничная, изысканно
балансирующая на грани самопародии нарочитость во всём, становящаяся самоцелью.
Всё немного "чересчур", избыточно, аффектированно красиво и многозначительно -
но с затаённой усмешкой. Всё в духе Дэвида Боуи, Фредди Меркьюри, Элтона Джона,
Бой Джорджа и Эльвиры.
Это интересно:
- Помощница Файбса Вульнавия по первоначальному
сценарию должна была быть одной из заводных кукол-марионеток, сделанных Файбсом;
- В первоначальном сценарии Файбс был гораздо более жестоким, он третировал
Вульнавию и крушил мебель;
- Имя Весалиус - отсылка к средневековому фламандскому учёному Андреасу
Весалиусу, который тайком выкапывал и препарировал трупы для изучения анатомии;
- Винсент Прайс тратил на грим часы, причём иногда его приходилось начинать
сызнова гримировать, поскольку актёр не мог удержаться от смеха;
- Вместо летучих мышей-вампиров в фильме сняли другой вид летающих млекопитающих
- "летучих собак". Дело в том, что мыши-вампиры гораздо мельче, чем "летучие
собаки", и выглядят не кинематографично. Самое забавное в том, что в отличие от
вампиров "летучие собаки" - мирные вегетарианцы, питаются исключительно
фруктами;
- В 1972г. вышел сиквел к фильму под названием "Dr. Phibes Rises Again".
Планировалось сделать ещё несколько сиквелов, но съёмки их так и не состоялись.
18
ноября 2008г.
Автор рецензии: Мари
Источник
информации:
DVD фильм "The Abominable Dr. Phibes". 1971г.
Все кэпы
сделаны и обработаны автором рецензии. Просьба не копировать и не размещать их в
Сети без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.
|