He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"The Abominable Dr. Phibes".
("Ужасный доктор Файбс").
1971г.


Постер фильма. Слоган гласит:
"Любовь - это когда тебе никогда не скажут, что ты уродлив"


*** "The Abominable Dr. Phibes". ("Ужасный доктор Файбс"). 1971г. Первый показ:18 May 1971 (USA)

Производство: MGM, студия Orion и American International Pictures, США.
Жанр: Чёрная комедия/Ужасы/Детектив. Цветной.  Рейтинг: PG-13
Продолжительность: 95 минут.
Режиссер: Роберт Фуэст (Robert Fuest);
Продюсер:
Ronald Dunas;
Сценарий:
James Whiton и William Goldstein;
Музыка: Basil Kirchin, Harold Arlen, John Gale;
ОператорNorman Warwick;
Грим: Trevor Crole-Rees.

 

Таглайн фильма: Revenge Is The Best Medicine

В ролях:
Доктор Антон Файбс:
Винсент Прайс
(Vincent Price);
Доктор Весалиус: Джозеф Коттен (Joseph Cotten);
Вульнавия (Vulnavia): Вирджиния Норт (Virginia North);
Инспектор Траут: Питер Джеффри (Peter Jeffrey);
а также: Терри-Томас, Хью Гриффит, Дэвид Хатчесон и др..


Этот фильм истинным бриллиантом сияет в ряду фильмов, имеющих "призрачные" ассоциации, а именно потому, что он целиком построен на ассоциациях. Единственное, что отличает его от "Призрака Оперы", это мотивация. Основным движущим мотивом сюжета является месть обезображенного героя за смерть любимой жены и заодно за своё уродство.  Этот фильм можно смело назвать самым "призрачным" фильмом "на тему" из тех, что я видела.

Атмосфера, визуальная эстетика фильма в стиле "camp", чёрный юмор, персонажи, неподражаемый Винсент Прайс - "король фильмов ужасов по Эдгару По" в главной роли - всё идеально подходит для достойной экранизации романа Леру. 

А уж главный герой в маске... а особенно без маски! Именно так описывается в романе Леру Эрик, Призрак Оперы! Человек с такой внешностью, сидящий на фоне органа,  не вызовет ассоциации с Призраком Оперы только у ленивого слепого.

А весь антураж - гениальная игра на органе, изощрённая изобретательность злодея и ловушки, им подстраиваемые, куклы-автоматы, щедро звучащая классическая музыка, сцена Маскарада, воссоединение с мёртвой возлюбленной в зеркальном двойном гробу, монологи!

Не мудрено, что фильм считается признанной классикой своего стиля и оказал несомненное влияние на некоторые фильмы о Призраке Оперы, например фильм "ПО" 1983г. (реж. Р.Марковиц, с Максом Шеллом в главной роли), фильм "ПО" 1989г. (реж. Дуайт Эйч.Литтл, с Робертом Инглундом в главной роли)...  Дарио Ардженто вообще локти от зависти кусает...

Синопсис фильма:

Звучат мощные органные аккорды. На органе играет Некто в чёрном плаще с капюшоном. По бокам лестницы сидят музыканты, но пока они неподвижны. На этом фоне идут титры фильма. Затем Некто встаёт, торжественно спускается по лестнице и...  в буквальном смысле слова "заводит" оркестрантов! Оказывается, музыканты - это искусно сделанные механические куклы, бэнд "ЗАВОДНЫЕ ЧУДЕСА ДОКТОРА ФАЙБСА"!

 

Некто - делаем вывод, что этот Некто и есть доктор Файбс - дирижирует куклами. Распахивается дверь в противоположном конце зала, и появляется женская фигура. Трудно понять, живой это человек или тоже марионетка. Файбс начинает с ней медленный, нарочито аффектированный танец.

 

В роскошно декорированном зале мы видим круглый стол, на котором под оранжевыми абажурами подвесных ламп стоят  9 восковых бюстов каких-то персон.

Затем Файбс элегантно раскланивается с партнёршей, открывает люк в полу зала и спускает в него клетку, покрытую чёрным покрывалом. Внизу эту клетку принимает... девушка-марионетка. Она уже переодета в стильный костюмчик гламурной автомобилистки  начала 70-х годов прошлого века в духе "русской коллекции Ива Сен-Лорана"! Шапка-папаха из черно-бурой лисы, брючки-гольф, чёрные сапоги-чулки. И когда успела?!

Молчаливая красотка - заметьте, за всё время фильма она не произнесёт ни единого слова, - ставит клетку в багажник авто. В авто садится Файбс, он всё ещё в капюшоне и маске, так что зритель не видит его лица, зато на окнах авто на боковых стёклах наклеены профильные рисунки лица, а на заднем стекле -  затылка импозантного мужчины.  Наверное, это Файбс в натуре так выглядит? Поехали...

В уютной спальне типично английского буржуазного дома укладывается спать благообразный немолодой господин. Засыпает. Тихо открывается мансардное окно в потолке над ним, и в люк спускается клетка под покрывалом. Обратно она поднимается уже без покрывала и с распахнутой дверцей. Быстро выясняется, что в клетке находилась стая летучих мышей-вампиров. Очень голодных... Ох уж эти мне  "любители люков"...

Дальше всё ясно. Утром дворецкий находит искусанный вдрызг труп своего хозяина, известного врача, между прочим, и вокруг гроздья висящих сытых вампирчиков. Прибывшая полиция во главе с инспектором Траутом начинает расследование.

Из разговора полицейских выясняется, что буквально на днях тоже от весьма экстравагантных причин погиб другой господин, бывший, к тому же, также врачом. Его закусали насмерть пчёлы в библиотеке, да так, что лицо медика превратилось в сплошные нарывы. Инспектор Траут  пытается нащупать след...

Меж тем личность таинственного Файбса раскрывается полнее, по крайней мере, мы наблюдаем, как он, воротившись к себе, снимает с груди и вешает на одну из восковых персон какой-то амулет - ромб с символом или буквой, - а потом берёт газовую горелку и обжигает до состояния полной  расплавленности лицо "означенной" восковой персоны.

Файбс подсаживается к туалетному столу и гримируется. Процесс заключается в том, что он берёт лицевые части тела, лежащие перед зеркалом, как то - нос и два уха - и прилепляет их себе на лицо, которого зрители не видят, так как Файбс сидит спиной. Потом следует парик, брови, бакенбарды и усы.

В последствии эта сцена будет буквально повторена в фильме "ПО" 1989г., (реж. Дуайт Эйч.Литтл, с Робертом Инглундом в главной роли). Приведя себя в порядок, Файбс идёт к органу и предаётся музицированию.

А затем опять что-то затевает.

Он направляется на Маскарад! У дверей Файбс в красивой птичьей маске встречает очередного гостя, весёлого доктора психиатрии, и вручает ему не менее красивую маску лягушки - на Маскараде полагается быть в масках. Файбс помогает закрепить маску и поворачивает рычажок, запуская некий механизм. Маска начинает медленно сжиматься, пока не убивает психиатра.

Вся сцена разворачивается на лестнице и живо напоминает о фильме "ПО" 1925г. (реж. Р.Джулиан, с Лоном Чейни в главной роли). Следует ритуал обжигания воскового бюста убитого в доме Файбса.

Процесс идёт. Следующую жертву - тоже медика, естественно, - Файбс убивает, выкачивая из него всю кровь. Его девушка-марионетка безмолвно помогает ему наладить процедуру, а потом, пока она длится, играет на белой скрипке за дверью.

Бутылки с кровью Файбс оставляет в комнате в качестве бонуса. Полиция сначала в трансе, но затем обнаруживается зацепка: инспектор находит амулет, который жертва сорвала с груди Файбса.

 

 

Найден ювелир, изготовивший амулет, он разъясняет, что ему был заказан набор из 10 амулетов. На каждом - какая-то надпись на древнееврейском.

Инспектор идёт по следу - на консультацию в синагогу, к раввину. Раби определяет знак на амулете как один из знаков "Проклятия Ктах" иначе "Проклятия фараонов", наложенного на Египет за угнетение Богом избранного народа.

Раввин показывает свиток с проклятиями - проклятий 10 штук. Что это за проклятия? А пожалуйста, по порядку: нарывы, летучие мыши, лягушки, кровь,  град, крысы, звери, саранча, смерть перворожденного, тьма.

У инспектора появляются хоть какие-то теории. Ему ясно, что убийства идут по схеме "проклятий Ктах". Значит, следующим будет "проклятие града". Но кого убьют? Траут отправляется к прославленному хирургу доктору Весалиусу, чтобы расспросить о личностях его убитых коллег. Услышав имена жертв, др. Весалиус настораживается и начинает думать.

Доктор Файбс тем временем совершает дома все обычные ритуалы, не находит амулета и слегка расстраивается. Но ничего. Ужасный доктор втыкает в гортань специальную фистулу, соединённую проводом с граммофоном, его губы сомкнуты, неподвижны, но из граммофона звучит металлический голос: таким образом Файбс разговаривает со своей любимой женой, вернее, с её портретом.

"Девять повинны в твоей смерти, моя благородная королева, девять должны умереть, - говорит Файбс. - Скоро я сделаю так, что наши сердца снова запоют в унисон".

Перед портретом лежат памятные вещицы, и Файбс прижимает к губам перчатку своей мёртвой возлюбленной.

Убийства продолжаются. Конечно, следующий медик умирает "от града". Помощница доктора-кукловода заманивает старичка-доктора остановить авто среди прелестного пейзажа; Файбс небрежным прикосновением придушивает шофёра и устанавливает в автомобиль медика: а) играющую музыкальную шкатулку в виде "Швейцарского пастушка" и б) компактный агрегат, производящий мороз в 100 градусов (видимо, по Фаренгейту).

Полиция находит превращённого  в ледяную фигуру старичка-медика.

Др. Весалиус просматривает все записи о сделанных им операциях и наконец приходит к выводу, что со всеми жертвами одновременно он сотрудничал лишь единственный раз 5 лет тому назад - проводил операцию, тогда ему ассистировали или консультировали его восемь человек, и пятеро из них уже мертвы. Осталось четверо? Кто же кроме него самого? Медсестра и ещё два доктора? Надо охранять их всех.

"А что это была за операция?" - интересуется Траут.  "Виктория Регина Файбс, очень красивая и обаятельная молодая женщина, жена гениального музыканта-органиста Антона Файбса. Диагноз - неотложная резекция. К сожалению, мы опоздали и не смогли её спасти, она скончалась. Её муж в это время находился в Швейцарии, мы сообщили ему, и он срочно выехал, но его автомобиль сорвался в пропасть. Он сгорел. Их похоронили в одном склепе", - отвечает Весалиус.

Инспектор Траут сомневается и проверяет склеп. В  гробу  Антона Файбса в урне покоится прах, но гроб его супруги - (1893-1921гг.) - совершенно пуст.


Этот кадр фактически  воспроизводит известный рисунок Эрте.

Полиция судорожно разыскивает одного из двух "оставшихся" врачей, но опаздывает. Спортивный мужчина увлекается пилотированием маленьких самолётов. Ужасный др. Файбс подпускает ему в самолёт нервных крыс, те всей стаей грызут авиатора, самолёт теряет управление.

Файбс лирически наблюдает за происходящим в небе в подзорную трубу. Его ассистентка опять играет на скрипке, а Файбс дирижирует и сдержанно аплодирует, когда самолёт врезается в землю.

Инспектор Траут изучает досье на Антона Файбса и выясняет, что тот получил диплом доктора музыки в Гейдельберге, диплом доктора теологии - в Сорбонне и что он к тому же выдающийся изобретатель. Инспектор предполагает, что Файбс не погиб в ДТП, вместо него кремировали его водителя, а Файбс конкретно сошёл с ума и мстит всем, кого считает виновными в смерти его обожаемой жены.

Между делом Лем, сын Весалиуса - симпатичный юноша, увлекающийся музыкой, - упоминает, что "гениальный органист Файбс" регулярно посещает одну нотную лавочку, об этом юноше рассказал букинист-хозяин лавочки, старенький и слепенький.

Великий и Ужасный  Файбс - утонченная артистическая натура. В своём доме он разыгрывает эстетские перформансы: создаёт иллюзию ресторана и казино  в Монте-Карло, угощает бессловесную марионетку-ассистентку вином, танцует с ней - достойно и пластично.

Сам Файбс тоже выпивает - в полном смысле слова "закладывает за воротник" - ему приходится заливать спиртное в специальную фистулу на шее, что молчаливая девушка воспринимает совершенно бесстрастно.

Вся эта романтика завершается сценой, в которой полицейские стараются обеспечить безопасность очередной  потенциальной жертвы Файбса. Однако при всём честном народе, прямо в клубе врача пронзает рог медного Единорога! Скульптурной головой этого мифического "зверя" запулили с противоположной стороны улицы, едва только бедняга открыл дверь.

Принеся очередную жертву, Файбс играет на органе, а ассистентка прямо в своей чернобурой папахе и сапогах-чулках метёт пол в зале.

"Моё лицо отражается в твоих глазах, - граммофонит Файбс перед сменяющимися фотографиями любимой. - И наши преданные друг другу сердца в лицах наших черпают вдохновение. Мы снова будем вместе в самом потаённом уголке Великого Ничто..."

Затем Файбс приступает к варке какого-то зелья. Ассистентка, ещё раз переодевшись в изысканный туалет, подносит ингредиенты. Похоже, варят из брюссельской капусты.

Остаётся ещё медсестра. Доктор Весалиус едет к ней в клинику. Полиция устанавливает охрану около комнаты, в которой медсестра должна находится, пока преступник не будет схвачен. Но... в лифте за спиной Весалиуса и медсестры зритель с содроганием уже видит Злого Доктора, переодетого медбратом!

Тут до инспектора доходит, что в качестве "первенца" из проклятия Ктаха может выступать не сам Весалиус, а его сын. Доходит это и до хирурга, и они кидаются в дом Весалиуса, где обнаруживают, что юноша похищен.

А тем временем...

А тем временем Файбс просверливает дырочку в полу, который является одновременно потолком в комнате, где крепко спит медсестра, принявшая снотворного по совету заботливого Весалиуса. Через стеклянную трубочку Файбс поливает лицо спящей женщины зелёным варевом и десантирует на неё  полчища саранчи - через другую трубочку.

Воротившиеся полицейские вместо медсестры находят только жуткий череп, лежащий на подушке и обглоданный до костей прожорливыми насекомыми. Саранча прилагается.

История входит в заключительную фазу. Весалиус получает телефонный звонок от Файбса. Граммофонным голосом Ужасный Файбс шантажирует Весалиуса: "Орган будет играть до полуночи. Если вы не придёте ко мне, ваш сын умрёт".

Ясное дело, Весалиус спешит по указанному адресу. Цветовой акцент сцены теперь сделан на красном с золотом. Маэстро играет на органе, звучит оперное бельканто - дивный женский голос.

Файбс плохо относится к медицине и врачам. Врачи говорили ему, что он никогда не сможет разговаривать, но вот он, используя свои познания в музыке и акустике, говорит же, хоть и через граммофон!

Файбс приготовил для хирурга особое наказание, он предлагает Весалиусу сделать со своим сыном то же, что тот сделал с женой Файбса - срочную  операцию. Вон он, сын, в специальной камере под полом.

Мальчик уже под наркозом, лежит себе, прикованный к каталке, а вот рентгеновский снимок его грудной клетки. Рядом с сердцем - ключик. Достанете, сможете отомкнуть замки и передвинуть каталку. Но на всё про всё у хирурга-отца имеется в распоряжении только 6 минут. Ровно столько прожила на операционном столе жена Файбса. Если же он не успеет...

"Я убью вас!" - обещает Весалиус. "Меня нельзя убить, доктор, - резонно отвечает Файбс, - я уже мёртв".

Файбс поворачивает краник сложного аппарата, похожего на самогонный, только с вертикальным змеевиком, и объясняет, что кислота, налитая в аппарат, через 6 минут начнёт литься на лицо мальчика. И сделает его лицо таким же, как у самого Файбса. И Файбс стаскивает лицо-маску...

Сцена unmasking в этом фильме крайне выразительна! Оцените!

 

 

 

Файбс торжественно удаляется, пересекает зал, поручив ассистентке "разрушить всё, что он здесь создал", причём он первый раз за всё время называет её по имени: "Вульнавия". Затем, играя на органе, опускается в подземный этаж - орган работает как лифт, - и в последний раз подсаживается к туалетному столику: вернуть себе лицо.

Пока Вульнавия крушит все декорации топором, прибывают полицейские. Вульнавия молча загоняет их в камеру, где Весалиус лихорадочно оперирует сына и наконец извлекает заветный ключик. Отец успевает оттащить мальчика, и кислота проливается на подвернувшуюся Вульнавию-марионетку. Наконец-то зритель впервые слышит её голос.

В зеркальном двуспальном гробу лежит забальзамированное тело жены Файбса (в фильме "ПО" 1983г. реж. Роберт Марковиц использует эту фишку в своих целях). Файбс ложится рядом с женой и втыкает в себя во-о-о-от такую иглу. Кровь из него откачивается, а бальзамирующий состав в него закачивается.

На гроб опускается с большим вкусом оформленная мраморная крышка. На ней изображено Солнце, Луна и Земля  в момент солнечного затмения.

Спустившиеся в подземелье полицейские и Весалиус не находят ужасного Файбса. Весалиус комментирует: "Остаётся ещё последнее проклятие - проклятие Тьмы. Он будет работать над ним, где бы он не находился". Кадр уходит в темноту.

Звучит зловещий призрачный смех...

 



Итог:
Фильм виртуозно снят в жанре "чёрной комедии ужасов" и стал киноклассикой  стиля
"camp". В нём нашли воплощение все яркие особенности этого стиля, расцвет которого пришёлся на начало 70-х годов двадцатого века, а затем продолжился с приходом постмодернизма.

Признаки стиля "camp": подчеркнутая претенциозность, акцентированная роскошь, ироничная, изысканно балансирующая на грани самопародии нарочитость во всём, становящаяся самоцелью. Всё немного "чересчур", избыточно, аффектированно красиво и многозначительно - но с затаённой усмешкой. Всё в духе Дэвида Боуи, Фредди Меркьюри, Элтона Джона,  Бой Джорджа и Эльвиры.

Это интересно:
- Помощница Файбса Вульнавия по первоначальному сценарию должна была быть одной из заводных кукол-марионеток, сделанных Файбсом;
- В первоначальном сценарии Файбс был гораздо более жестоким, он третировал Вульнавию и крушил мебель;
- Имя Весалиус - отсылка к средневековому фламандскому учёному Андреасу Весалиусу, который тайком выкапывал и препарировал трупы для изучения анатомии;
- Винсент Прайс тратил на грим часы, причём иногда его приходилось начинать сызнова гримировать, поскольку актёр не мог удержаться от смеха;
- Вместо летучих мышей-вампиров в фильме сняли другой вид летающих млекопитающих - "летучих собак". Дело в том, что мыши-вампиры гораздо мельче, чем "летучие собаки", и выглядят не кинематографично. Самое забавное в том, что в отличие от вампиров "летучие собаки" - мирные вегетарианцы, питаются исключительно фруктами;
- В 1972г. вышел сиквел к фильму под названием "
Dr. Phibes Rises Again". Планировалось сделать ещё несколько сиквелов, но съёмки их так и не состоялись.

18 ноября 2008г.


Автор рецензии: Мари

Источник информации:
DVD фильм "The Abominable Dr. Phibes". 1971г.

Все кэпы сделаны и обработаны автором рецензии. Просьба не копировать и не размещать их в Сети без разрешения авторов сайта и ссылок на сайт.


На страницу
"Ассоциации и намёки "на тему " в фильмах"

Коллекция масок Призрака