He's here, The Phantom of the Opera... Русский | English
карта сайта
главная notes о сайте ссылки контакты Майкл Кроуфорд /персоналия/
   

"Bruiser" (Вышибала). 2000 г.



У этого фильма любопытные тэглайны: "У мести нет лица"; "Встречайте новый лик ужаса"; "Чудовище без лица" и т.д.T
У этого фильма небезызвестный режиссер - Джордж Ромеро подарил миру культовые фильмы про зомби, став основоположником этого жанра благодаря своим фильмам: "Ночь Живых Мертвецов"(1968 г.) и "Рассвет Мертвецов" (1978 г.).
Еще одним английским названием этого фильма (на Филиппинах) было:
"Маска Дьявола".


Итак, у Гени Кридлоу паршивая жизнь - есть жена, которую он любит, но которая не очень-то любит его и крутит роман с его боссом, есть домашний карликовый пудель жены, который его раздражает, есть лучший друг, который его обманывает на финансовых операциях, забирает большую часть денег Генри, объясняя, что сделки принесли меньше прибыли, чем ожидалось, а сам на деньги друга покупает роскошную машину, да еще и хвастается ею перед Генри.

Генри Кридлоу работает в модном журнале "Вышибала" - вся команда у них сплоченная, они, как заклинание, твердят девиз: "Мы задаем стиль". Вот только его босс, Мило Стайлс, является той самой коричневой субстанцией, что с необычайной легкостью.... плавает. Он не уважает никого и ничего, а весь смысл его жалкой жизни и все его шутки и разговоры крутятся ниже пояса. А еще в журнале есть милая женщина-фотограф Розмари Ньюли, которая нравится Генри, и которой нравится сам Генри - а еще она ценит его человеческие душевные качества.  А еще Розмари - жена Стайлса и с трудом мирится с его постоянными похождениями.

На носу костюмированная вечеринка-маскарад, которую устраивает Стайлс, для нее Розмари делает маски, на основе слепков с лиц живых людей. Многие из этих масок служат еще и украшением для дворика в роскошном особняке Стайлса и Розмари. Одну из белых масок Розмари покажет Генри и скажет: "А вот это - ты!"


 


Секретарша Генри демонстрирует ему его маскарадный костюм.


 


И окажется в принципе права. Кстати, Генри уже подобрал себе маскарадный костюм - черный плащ и широкополая шляпа. А маска....маска скоро будет.


 


Маски в саду Розмари - "сад потерянных душ", по ее словам.


 


Маска слезает с кровью и с кожей - ее словно прибили к лицу.


Генри, наконец-то, выясняет, что жена ему изменяет со Стайлсом, когда застает их в пикантном положении на вечеринке-барбекю для служащих. А на следующее утро он просыпается и обнаруживает, что вместо лица у него белая маска - из плоти, он не может содрать ее с себя, это теперь его новая сущность - ответ на унижения жизни. Но это не единственное "приобретение", он теперь понимает всё, что говорят о нём, даже по-испански (которого раньше не знал) говорит служанка-мексиканка, бормочущая под нос, оказывается, что он дебил-дегенерат, и потихоньку обворовывает его. Она и становится его первой жертвой.


Затем Генри приходит в редакцию журнала, где вновь застает жену со Стайлсом в примерно таком же пикантном положении и убивает свою жену, затянув на шее шнур и выкинув ее из окна (Стайлс до этого уже выбежал из комнаты, т.к. раньше их уже успела застукать Розмари и даже сфотографировать, а потом убежать). Полиция начинает копать под Стайлса, но подозревает и Розмари, и Генри. А Генри между тем осваивается в своем новом образе - он рисует на своей белой маске кровавые слезы и другие страшные потеки (
прямо как маску у Призрака из мюзикла и из фильма Йестона и Копита 1990 г.).


Грим а ля Инглунд.


Кровавые слезы, а ля Йестон и Копит.


Образ а ля Призрак Молла.

Еще он носит простые джинсы, рубашку и кепку и выглядит, как Призрак Магазина-Молла из одноименного фильма 1989 г.  Его следующей жертвой становится друг-вор: он застрелил его и сбросил вместе с роскошной машиной в реку. Последняя жертва и главная - Мило Стайлс. Кридлоу идет на маскарад, где всем заправляет черт-шут, объявляя про "комнаты для смерти" (ведь мы помним откуда это - из "Маски Красной Смерти" Эдгара Аллана По, и "Эшера 2" Рея Брэдбери, подчеркнувшего идею По - а где еще у нас на маскарад приходила Красная Смерть?) Потенциальная жертва - Стайлс - одета в красноватый костюм черта-Мефистофеля.


 


 


 


 

Сам же Генри появляется на маскараде в длинном плаще, шляпе и еще одной белой маске, надетой поверх его собственного лица-маски - двойная маска - тоже как из фильма "Йестона и Копита", ну, а плащ, шляпа, белая маска -  это, конечно же, Призрак Уэббера).
Вся маскарадная тусовка - почти точная копия представления "Фауста" из фильма
"Призрак Рая -
Phantom of Paradise" 1974 г. (реж. Брайан де Пальма). Он-таки убивает Стайлса, подвесив на тросе и пронзив ему голову специальным лазером, который, вообще-то, использовался для шоу - опять явная ассоциация с Эдгаром По (рассказ "Прыг-Скок").
Полиция тут как тут, но Розмари отвлекает их, переодеваясь в костюм Генри-Призрака и в белую маску, которые он оставил на кресле. Сам же Генри замечает, что его белая маска, заменяющая ему лицо, исчезла! Он снова обрел своё лицо. Окружающие вновь его видят.


Ой, как же это знакомо-то...


 


 


Дьявол носит брюки... тем более, что он -босс.


 


 


А на кресле осталась только маска...


Генри Кридлоу как есть.


Розмари-Призрак.


Дежа вю?

Сцена меняется. Мы видим спокойного Генри, с отросшими волосами, работающего курьером в какой-то другой фирме. Но в какой-то момент из кабинета начальника слышится все та же уничижающая брань, какую когда-то изрыгал Стайлс, только место и люди уже другие. Генри не боится прокомментировать слова начальника и даже поворачивается к нему спиной, уходя. Но начальник, оскорбляя, окликает его. Генри поворачивается - и мы видим, что у него вновь вместо лица БЕЛАЯ МАСКА!.....

 

 

Вывод:  это не просто очередной фильм, где чуть-чуть помелькал персонаж с маской и еще чем-то таким. Это целая "игра на тему" - полная, от начала и до конца, со множеством аллюзий на тему, прежде всего на фильмы о Призраке Оперы.

Здесь есть практически все:  от фильма 1943 г. с Клодом Рейнсом и фильмом 1962 г. с Гербертом Ломом - как ломается личность под воздействием  несправедливого мира и что она делает, сломавшись и переродившись в свою новую ипостась; от фильма 1974 г. "Призрак Рая" - готическую маскарад-тусовку со всей соответствующей атрибутикой вплоть до рок- группы и оформления; от фильма с Робертом Инглундом 1989 г. - то, как "Призрак" поверх своего  призрачного лица (в данном случае - белой маски, сросшейся со всем лицом) накладывает маскирующий грим телесного цвета, чтобы выглядеть более по-человечески, а также ракурс, когда полицейские охотятся на "Призрака" - Генри, и показано как он идет по стропилам - камера снизу; от фильма  Призрак Магазина-Молла 1989 г. - облик Генри, в его джинсовке, кепке, очках и пластмассовой маске и какой-то ауре легкой жестокой инфантильности; от фильма по версии Йестона и Копита 1990 г. - различные маски, в том числе с кровавыми слезами; от мюзикла Уэббера - черный плащ, шляпа с полями и белая, белая маска....

Еще Генри бегает по подвалам вместе с Розмари, которая хочет, чтобы он уходил, пока полиция его не настигнет. Розмари - это особая статья. Женщина, переодевшаяся "Призраком", чтобы дать возможность настоящему скрыться, хотя он и не хотел и пытался честно признаться, что это он убийца! В результате как бы  появляется еще один Фантом - Розмари, уходящая в плаще, шляпе и с белой маской в руках!  Тема замкнулась.

Но не совсем - ведь Генри так и сохранил свой новый (или старый) облик - и последний кадр тому прекрасный пример.  А если прибавить еще тягучую атмосферу фильма, с пустыми помещениями, недостроенными, недоремонтированными (незаконченными, как его жизнь) , в лесах и полиэтилене помещения в доме Генри.

Впрочем, есть и литературные аллюзии: во время драматической сцены с женой, когда она впервые увидела его новое лицо-маску, Призрак-Генри кричит ей: "Смотри на меня! Смотри на меня!" Как Эрик из романа Леру.

А еще музыка! Мир таких, как Стайлс - это современное, это рок, поп, но все мучения Генри - эта фортепьяно или скрипичная музыка, грустная, ломкая, тревожная - пение, арии из "Травиаты" и "Женитьбы Фигаро",  также просто звучащий женский голос, поющий совершенно инфернально в некоторые моменты - вот такое вот музыкальное сопровождение у Генри Кридлоу!

В целом можно сказать, что фильм прошелся по всем призрачным ассоциациям и сотворил атмосферу и вызывает рефлексии более глубинно "призрачные", чем многие фильмы, эксплуатирующие просто формальный "как-бы-призрачный" сюжет.

***

12 декабря 2006 г.

Особая благодарность
Соне за то, что она обратила наше внимание на этот фильм  :).